Приучаем ребенка к чтению

Содержание

Как приучить ребёнка к книгам?

Приучаем ребенка к чтению

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный».

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный». Даже люди, не прочитавшие в жизни ни единой книги, не раз слышали этот постулат и верят ему.

Но не является ли такое мнение архаичным в наше время высоких технологий? Всю информацию мы прекрасно можем получать из Интернета, телевизора, других СМИ.

Такой способ в разы дешевле, оперативнее и проще: в транспорте, очереди, наедине со своим ноутбуком или планшетом, да хоть дома под одеялом — получай любую информацию, читай новости, романы, стихи, научные труды — что душе угодно.

И, тем не менее, мы продолжаем пребывать в уверенности, что любить книги — это правильно и хорошо. Мы учим этому и наших детей, покупая им дорогостоящие издания в твёрдом переплёте с красочными иллюстрациями. 

Мы делаем это, понимая, что только книги учат мыслить, анализировать, рассуждать, извлекать информацию самостоятельно, а не просто потреблять готовый продукт, уже кем-то осмысленный и обработанный. 

А ещё, книги развивают наше воображение, обогащают словарный запас, учат чувствовать и любить родную речь.

Любовь к чтению, передающаяся по наследству

Детские книги — особый мир ребёнка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир родители, мягко, но настойчиво взяв малыша за ручку.

Без участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Даже если в доме будет целая библиотека, состоящая из раритетных фолиантов, ребёнок может вырасти, так и не взглянув в их сторону.

Сила личного примера

Конечно, есть большая доля вероятности, что в читающей семье ребёнок тоже вырастет активным читателем. Но есть и другие примеры, когда детям казалось, что книги отбирают у них родителей, и тогда они делали вывод: книги — это зло.

Конечно же, в такой ситуации виноваты сами родители. Сидеть над книгами круглыми сутками, забывая о маленьком родном человечке, неправильно. Но иначе, как малыш сможет разглядеть ваш пример? Очень просто. Достаточно читать вовремя его сна. 

Кроха будет видеть ваше увлечение, засыпая и просыпаясь: мама всегда с книгой, она лежит на её тумбочке, закладки перемещаются, одна книга сменяет другую. В этом случае пример родителей будет очевиден, а ребёнок не станет испытывать негативных эмоций и ревновать родителей к книгам.

Начинаем с самого рождения

С первых дней жизни читайте малышу вслух. Что угодно: романы, детективы, тексты на английском или другом иностранном языке, да хоть свой университетский конспект. 

Ребёнок будет слышать мелодичный звук вашего голоса и привыкать к ритмике слов, которые не рассказывают, а читают. Постепенно, с овладением речью, он начнёт вслушиваться в текст и понимать его.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка — это станет фактором постепенного формирования любви к чтению. 

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка. 

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Разнообразие

Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные. 

У разных произведений — разная ритмика, стиль, мелодика.

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги.

А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев.

Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Журналы

Речь идёт о качественной детской периодике литературного направления: «Мурзилка», «Костёр», «Весёлые картинки». В чём их польза? Во-первых, ожидание.

Малыш ждёт, ежедневно заглядывает в почтовый ящик: когда же и какие сказки ему пришлют на этот раз? Кроме того, истории в таких журналах обычно публикуются короткие, доступные для понимания и не утомительные.

Очень важно и право выбора — авторов, картинок, героев — можно полистать и найти то, что заинтересует.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями. 

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты — прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Педагогическая направленность

Не стоит ставить её во главу угла. Положительные примеры, поучительные истории, правильный смысл — это очень хорошо. Но книги должны также и развлекать, смешить, интриговать. 

Юмористические рассказы, истории о весёлых приключениях бесшабашных хулиганистых героев — выбор такой литературы поможет больше заинтересовать ребёнка и понять, что чтение — это вовсе не скучно.

Ритуал

Читайте ребёнку перед сном — днём и вечером. Где бы вы ни находились — в гостях, в поездке или на пляже — пусть детская книжка всегда будет у вас под рукой. Многие родители разрешают детям смотреть мультфильмы во время еды.

Можно попробовать стимулировать аппетит ребёнка с помощью чтения. Конечно, только в том случае, если он отказывается кушать и вам всё равно приходится отвлекать его с помощью телевизора.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику.

Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать.

Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr20/pkak-priuchit-rebjonka-knbspknigamp

Как приучить ребенка к чтению: 10 советов для родителей

Приучаем ребенка к чтению

Алена Лепилина

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей.

В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь.

Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу.

Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте».

Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира.

Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/07/19/kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-10-sovetov-dlya-roditelej/

Как приучить детей к чтению?

Приучаем ребенка к чтению

Учитель русского языка Сергей Райский считает, что нельзя предугадать, что приохотит подростка к серьезной литературе

Наталья Соколова/РГ
Фото предоставлено Сергеем Райским

Многие ли школьники читали на каникулах? Что не так с уроками литературы? И что может приучить ребенка к серьезной литературе? О «вечной теме» портал ГодЛитературы.РФ поговорил с учителем русского языка и литературы школы № 1329 Сергеем Райским.

Считаете ли вы, что современные подростки мало читают? 
Сергей Райский: Не смог найти автора, но афоризм известный: «Всякое обобщение ложно, включая и это».

Что значит «современные подростки»? Все вообще российские подростки в настоящий момент? Нет, я так не считаю. Но и не считаю, что они много читают. Они разные.

В каждом классе, в котором я преподаю, есть читающие много, читающие только из-под палки и не читающие совсем.

Считаете ли вы, что подросток, читая комиксы, Коэльо, в будущем обратится к более серьезной литературе?
Сергей Райский: Считаю этот вопрос некорректным: каждый случай особенный, никогда не предугадаешь, что приохотит подростка к серьезной литературе.

Предполагаю (но не отвечаю за это предположение как за гипотезу), что сообщества в соцсетях в этом смысле куда более действенны, чем комиксы или книжная попса. Помню, после выхода первых книг Роулинг о Гарри Поттере очень многие говорили: эти книги приучили детей к чтению. Но ведь это не так.

Были и есть читатели книг Роулинг, которые ничего, кроме ГП, читать не желают. Были и те, кто после ГП стал читать и другие книги, но преимущественно фэнтезийные. Видимо, есть и те, кто начал с ГП и потом стал активным читателем.

То есть это что ГП, что комиксы, что Коэльо — любое потенциальное начало на самом деле ни о чем не говорит.

Нужно ли изучать современную литературу в школе?
Сергей Райский: Изучать? В каком смысле? Темы, идеи, мотивы, система образов и прочее? И шире: тенденции, направления, течения? Если и нужно, то не в большей степени, чем классику. Современную литературу в школе стоит читать и обсуждать. Это нужно делать уже потому, что

дети и подростки, как правило, читают современные книги гораздо охотнее, чем классику

Вот теперь стоит вернуться к предыдущему вопросу: работая с современной литературой, учитель, в частности, может помочь школьникам через нее прийти к тем книгам, из которых современная литература вышла (если не нравится эта метафора, вот другая: на которых она выросла).

Нужно ли заучивать длинные сложные оды Ломоносова, стихи Державина наизусть на уроках литературы? Не «насилие» ли это?
Сергей Райский: Первое: а разве кто-то заставляет заучивать непосредственно на уроках? Кто-нибудь знает хоть одного учителя литературы, который бы тратил урок на процесс заучивания стихов, хоть сложных, хоть простых? Не понимаю.

Второе: о каких «длинных сложных одах» идет речь? В учебнике для седьмого класса есть короткий фрагмент одной оды Ломоносова — и все. Да, и три тоже коротких и очень простых стихотворения Державина. И далеко не все учителя заставляют заучивать именно эти стихи.

И третье: слово «насилие» взято в кавычки, видимо, чтобы показать, что оно употреблено в особом переносном смысле.

В каком? Если имеется в виду принуждение к тому, чего ученик сам не хочет делать, то ведь почти весь процесс обучения не только в школе, но и почти с самого рождения на этом построен.

Поэтому вопрос следует адресовать всем тем, кто заставляет детей делать что бы то ни было: мыть руки, выключать свет, выходя из комнаты, и т. д.

Если же речь в принципе о заучивании стихов наизусть как о форме работы со стихотворениями в рамках школьного курса литературы, то могу повторить свой старый пост в ЖЖ:

1) Есть формальная сторона дела, то есть требования школьной программы по литературе: некий набор текстов надо знать. Это можно объяснять по-всякому; кроме тренировки памяти (по-моему, это очевидная польза), на мой взгляд, самый разумный вариант объяснения следующий: знание стихотворных текстов значительно изменяет к лучшему то, что мы привыкли называть культурным багажом.

2) Неформально, то есть от себя, могу сказать следующее:

— во-первых, знание поэтических текстов дает иное, личностное восприятие историко-культурной парадигмы XIX и XX веков (что, как я полагаю, куда лучше действительно мертвого «чистого» знания исторических фактов и имен);

— во-вторых, чем больше стихов знает человек, тем выше его шансы понять и других людей, и — что тоже важно — другие художественные тексты (скрытые цитаты, аллюзии и пр.), то есть знакомство с определенным набором произведений позволяет получить гораздо больше удовольствия и от общения с окружающими, и от чтения художественной литературы;

— в-третьих, знание поэтических текстов поможет человеку стать частью определенного (и далеко не худшего!) круга;

— в-четвертых, это знание включает человека в ту самую цепь, об отсутствии которой у иных так много уже сказано (от «порвалась связь времен» до «иванов, не помнящих родства»);

— в-пятых, именно адекватное чтение наизусть — следствие и свидетельство того, что текст не просто был один раз пропущен через душу (задания для маленьких вроде «подготовьте фрагмент для выразительного чтения»), а остался в душе навсегда, стал ее частью, как ни пафосно это звучит;

— в-шестых, хранящиеся в памяти поэтические тексты работают (даже странно это объяснять) на развитие речи, и не просто речи, а речи образной, яркой, богатой, гибкой и точной;

— в-седьмых, в жизни любого из нас случиться может всякое, и шансы сохранить психику (да и просто выжить) куда выше у того, кто знает наизусть Пушкина или Пастернака, чем у того, кто не знает.

Личный пример: пока я два года был государственным рабом в советском стройбате, мама по моей просьбе присылала мне в письмах стихи русских поэтов (переписывала от руки), и это помогло мне не сойти с ума и не оскотиниться.

Считаете ли вы, что Толстой и Достоевский слишком сложны для детского восприятия?
Сергей Райский: Весь Толстой? Лев Николаевич, конечно? Нет, весь не сложен. Свою «Азбуку» он писал для крестьянских детей.

Не думаю, что современных детей можно счесть неразвитыми в сравнении с крестьянскими детьми середины XIX века, так что про льва и собачку поймут.

Достоевский почти ничего не написал для детей, и никто, кажется, детям его не предлагает, если не считать некоторых религиозных преподавателей, у которых дети в обязательном порядке читают рассказ «Мальчик у Христа на елке». О других случаях не слышал.

Если речь о «детях» раннего подросткового периода, то повести Льва Толстого «Детство» и «Хаджи-Мурат» современному школьнику вполне по силам — при некотором напряжении мозга, разумеется.

Если уж протестовать, так против «Тараса Бульбы»: вот где и сложность, и психологически тяжело, да и антисемитизм зашкаливает

Если же под детьми почему-то подразумеваются старшеклассники, а под Толстым и Достоевским — «Война и мир» и «Преступление и наказание», то ответ прост: да, сложно.

А кто сказал, что тексты, выбранные для изучения, должны быть простыми? Опять прошу прощения за пафос, но что такое учеба, как не постоянное преодоление себя, постоянное освоение более сложного? Не считает ли кто-нибудь, что интегральное исчисление или генетика слишком сложны для детского восприятия?

Сказанное не означает, что я настаиваю на оставлении в программе именно «Войны и мира» и «Преступления и наказания». Вопрос наполнения списка школьной литературы очень больной, он породил и продолжает порождать много споров, и в рамках короткого интервью я в одиночку этот вопрос уж точно не решу.

Ваш рецепт, нужно ли приобщать к чтению школьников и как разумнее всего это делать.
Сергей Райский: Нужно ли приобщать? Вероятно.

А может быть, стоит подождать, пока они сами приобщатся, то есть «всего лишь» приходить на урок и каждый раз показывать, что это приобщение дало. Возможно, это и будет разумнее всего.

В идеале, конечно, не надо заставлять, но — см. ответ на четвертый вопрос — без этого мы пока не умеем.

Говорят, есть волшебные школы, где обходятся без принуждения. Я в это не верю, но не утверждаю, что это невозможно

По крайней мере, сам стараюсь снижать давление на школьников, насколько это позволяют те рамки, в которых я вынужден работать.

Читать по теме:

Гоголь с пистолетом и шутер «Война и мир»

Как привить ребенку любовь к чтению

Просмотры: 5331

10.01.2018

образование русская литература школа

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/kak-priuchit-detey-k-chteniyu

«Наш-то уже читает!». Как приучить ребёнка к чтению легко и непринуждённо

Приучаем ребенка к чтению

Бывает так, что ребёнку ещё не исполнилось четырёх лет, а его уже хотят научить читать. Часто это желание возникает как реакция на слова других родителей: «Нашему Пете четыре, а он уже читает». На деле Петя может едва различать буквы, но маме или папе очень хочется похвастаться его успехами. Приучать к чтению нужно постепенно и без принуждения, уверен Сергей Пархоменко.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Что происходит, когда мы решаем ускорить процесс? Сажаем ребёнка и начинаем «учить буквы»: «Давай, садись, запоминай. Это буква „А“. Запомнил? Нет? Давай ещё раз». Потом удивляемся, что ребёнку почему-то не хочется их учить. Он или отказывается, или плачет, или с тоской смотрит в сторону игрушек.

Здесь, как и в любом другом обучающем мероприятии, самый важный момент — желание и интерес малыша. Если интереса нет, а есть только непонятная необходимость что-то запомнить, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

И вообще, можно только хуже сделать — кому понравится делать что-то по принуждению? Если слишком наседать, можно надолго отбить желание иметь дело с буквами и чтением.

Понятно, что иногда очень хочется приблизить момент знакомства ребёнка с увлекательным миром чтения.

В этом случае можно начать с того, чтобы буквы периодически попадались ему на глаза и в руки, например, в виде объёмных фигурок среди других игрушек. На этом этапе он всё ещё будет далёк от того, чтобы начать читать, но буквы начнет воспринимать как естественную часть окружающего мира. Во время игр можно проговаривать названия букв, но не принуждать к тому, чтобы ребёнок сразу всё запомнил.

Кроме объёмных букв, можно использовать в играх кубики с буквами или магнитные буквы, размещая их на доске или холодильнике. Помимо магнитной азбуки, можно начинать осваивать «Зверобуквы».

Чтобы научиться играть в эту игру, ребёнку вовсе не обязательно знать названия букв — они естественным образом будут запоминаться в процессе игры.

Спустя некоторое время малыш начнёт сам называть некоторые буквы, узнавая их в книжках и на рекламных афишах.

На этом этапе очень важен тактильный контакт. Поэтому когда ребёнок уже знает некоторые буквы, можно пальцем «рисовать» их у него на спине или на ладошке, чтобы он их распознавал. Это позволит образу прочнее закрепиться в сознании. Ещё один способ — складывать буквы из разных предметов, например, из камешков, палочек или деталей конструктора.

При этом знание букв — ещё не гарантия того, что ребёнок начнёт читать. Этот процесс вполне может затянуться на несколько лет, что совершенно нормально.

Чем можно заняться, если ребёнок уже знает буквы, но ещё не читает

1. Читать вместе. Точнее, читать будете вы, но ребёнок будет понимать, что вы извлекаете из букв какую-то интересную историю. Он вполне может заинтересоваться процессом и захотеть поучаствовать. Или нет. Однако ничто не мешает попробовать, не так ли?

2. Поиграть в каждый из четырёх вариантов игры «Где Ёж», используя магнитную азбуку. Практика показывает, что именно после первых успехов в таких играх дети начинают сами интересоваться буквами и чтением.

3. Читать сначала только простые, короткие слова. Если начинать с «самолётов» и «гиппопотамов», это может вызвать вполне закономерные трудности. Последствия весьма предсказуемы — потеря интереса к происходящему. Поэтому «кот» и «ёж» для начала — в самый раз.

4. Играть в «Беготню». Развешиваем на стенах комнаты листы с разными буквами или короткими словами. После этого называем одно из слов. Задача ребёнка — как можно скорее найти его и добежать до него, дотронувшись ладошкой. Потом называем другое слово и так далее. Можно устраивать соревнования среди детей с примерно одинаковым уровнем подготовки — так будет ещё веселее.

5. Оставлять простые письма ребёнку. В письмах может содержаться что-нибудь позитивное: приятные слова или подсказка, где лежит угощение. Такие записки могут послужить серьёзным мотиватором к освоению чтения.

6. Предлагать читать то, что интересно ребёнку. Нравятся динозавры — пусть это будет детская книжка про древних рептилий. Малыш интересуется машинами — предлагаем журнал про машины.

7. Поддерживать интерес и первые успехи. Даже если ребёнок выучил буквы и подписал рисунок своим именем с ошибкой, было бы здорово похвалить его, иначе, пару раз услышав «нет, неправильно», он бросит это занятие.

8. Читая ребёнку вслух, останавливаться на самом интересном месте под предлогом «мне нужно идти на кухню, но мы с тобой продолжим» и оставлять книгу открытой. Любопытство ребёнка вполне может подтолкнуть его к тому, чтобы попытаться разобраться с этой проблемой самостоятельно.

Игры и занятия

Эти игровые задания помогут запомнить буквы и предупредить типичные ошибки в их написании: зеркальное написание или «вверх ногами», путаница схожих по внешнему виду букв. Некоторые из игр помогают пойти дальше и понять, как буквы складываются в простые слова.

1. Пазлы

Подготовьте картонные карточки с буквами и разрежьте их на две части. Предлагайте ребёнку собирать буквы, предоставляя ему сначала части одной буквы, потом добавляя одну часть от другой буквы, а потом части две–три букв одновременно.

Для усложнения игры карточку можно разрезать на три–пять частей и рисовать все буквы одним цветом.

Напишите «испорченные» буквы (недописанные, с отсутствующими деталями). Эти буквы испортил вредный Буквоед, задача ребёнка восстановить их. Обязательно спрашивайте, какая буква получилась.

Можно проводить эту игру и на улице: писать буквы палочкой на песке или мелом на асфальте, а зимой протаптывайте их на снегу.

Подготовьте картонные детали конструктора: по 8 полосок длиной 12, 6, 3 см и шириной 1,5 см; 6 полуколец и 4 четверти кольца диаметром 6 см и толщиной стенок 1 см (3 кольца разрежьте пополам и ещё одно кольцо на 4 равных части).

Собирать такой конструктор можно по-разному:

• Предлагайте ребёнку собрать из деталей букву по заданному образцу или самостоятельно придумать, как её собрать.

• Составьте неправильную букву, а ребёнок пусть её исправит.

• Поиграйте в преобразования. Положите одну большую палочку и попросите ребёнка добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква. Следующий ход ваш — добавьте детали или поменяйте их местами, чтобы получилась новая буква. Дальше снова ходит малыш и преобразует вашу букву.

На листе ватмана или рулоне бумаги нарисуйте маршрут путешествия. По маршруту проставьте пункты-остановки, на которых будут «ожидать» буквы.

Бросайте по очереди кубик и «ходите». Оказавшись на остановке с буквой, нужно её назвать и придумать на неё слова. Кто не смог выполнить задание, отходит на шаг назад или пропускает ход (ну, если у вас очень строгие правила).

В игру можно добавить стрелочки-переходы вперёд и назад на несколько ходов, ввести условные обозначения пропуска хода или дополнительного хода.

К линейке привяжите верёвочку, а на конец верёвки прикрепите магнит. На рыбках напишите буквы и прикрепите к ним скрепки. Обруч на полу или тазик — это озеро, «запустите» в него рыбок, и можно приступать к ловле. Рыбка считается пойманной если правильно названо её «имя» (буква).

Дети обожают всё раскрашивать и проходить лабиринты! А с такой раскраской-головоломкой они не только прокачают логику, но и запомнят буквы!

Скачать шаблоны лабиринтов на все буквы

7. Пазлы «Собери слово»

Складываем из букв целые слова необычным способом. Картинки нужно разрезать на столбики, хорошенько перемешать, а потом попытаться вновь собрать картинки, а вместе с ними и слова.

Буквенные ленты

В ленте из букв нужно найти спрятавшиеся слова. Задание тренирует навык чтения и внимательность.

9. Найди слова

В задании нужно найти, обвести и выписать спрятанные слова (по горизонтали и вертикали). Это задание на чтение, внимательность и развитие навыка письма.

Как сделать чтение нормальной и интересной частью жизни ребёнка

Есть ещё несколько важных нюансов, которые помогут ребёнку «подружиться» с чтением:

1. Освободить время для чтения. Если у ребёнка всегда под рукой заряженный планшет, у него не будет причин самостоятельно читать слова и рисовать образ происходящего у себя в голове — есть ведь мультфильмы и игры, в которых всё уже готово. Если позволить ребёнку заскучать, книжка про индейцев вполне может показаться ему неплохим средством борьбы со скукой.

2. Обсуждать книги. Причём не обязательно только те, что были прочитаны ребёнком. Мы можем делиться позитивными впечатлениями от книг сами: «Я тут такое прочитал!» и рассказывать историю. Не исключено, что наш рассказ подтолкнёт ребёнка к знакомству с книгой, о которой мы с таким интересом рассказали.

3. Сочинять истории и записывать их. На первых порах можно писать за ребёнка, а ему предлагать рисовать иллюстрации.

Потом, осознав ценность результатов вашего совместного творчества, малыш вполне может захотеть взять на себя часть ваших дел и уже начнёт записывать какие-то слова.

Да, с ошибками и понемногу, но главное, что сам. В качестве одного из вариантов этого занятия можно придумывать комиксы.

4. После первого успешного опыта записи слов можно организовать игру-переписку с обменом короткими и простыми сообщениями. Здесь появляется ещё одна важная ценность: с помощью букв можно не только считывать информацию, но и передавать её.

Один из самых важных моментов в этом деле — собственный пример. Если мы сами постоянно будем проводить время перед телевизором, а ребёнку предлагать читать, то ничего хорошего не выйдет. В этом случае малыш может вообще начать завидовать тому, что мы заняты интересным делом, а ему приходится заниматься чем-то скучным.

Источник: https://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/4938-nash-to-uzhe-chitayet-kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-legko-i-neprinuzhdenno

Как приучить ребенка читать книги

Приучаем ребенка к чтению

Кэшбэк сервис Letyshops — реальная экономия на покупках

Не секрет, что подавляющее большинство современных детей читать книги не любят. Да и те, кто все-таки что-то читает, делают это намного реже, чем их сверстники всего лишь пару десятков лет назад. Даже произведения из школьной программы можно зачастую найти в сокращении, чем наши отпрыски с удовольствием пользуются, вызывая бурю справедливого негодования у учителей.

Этот безрадостный факт немало расстраивает и родителей. При этом поистине героические попытки старшего поколения приобщить ребенка к чтению оказываются тщетными. Однако, не стоит опускать руки, ибо все-таки у психологов в запасе есть некоторые приемы, которые помогут вам приучить ребенка читать.

Советы, как привить ребенку любовь к чтению

Во-первых, нельзя забывать, что все детеныши (не только представителей живой природы, но и человеческие) копируют взрослых. Из этого делаем логический вывод, что если взрослые члены семьи сами читают, то это уже половина дела.

Во вторых, важно правильно подать ребенку саму мысль, зачем вообще нужно читать книги. Любой (ну или почти) человек охотнее делает нечто, когда четко знает, какую он из этого получит пользу… или выгоду. То есть, если вы ярко и конкретно сможете объяснить сыну или дочке как изменится их жизнь после того, как они подружатся с книжкой, дело пойдет намного лучше.

Расскажите, что интересных книг намного больше, чем фильмов, а потому ему никогда не придется скучать. Поделитесь своим опытом, как хорошая книга спасала вас от плохого настроения.

расскажите, что он всегда будет знать больше, чем его не читающие друзья. Что его речь будет богаче и его будут уважать сверстники, а это важно не только среди подростков, но и во взрослой жизни.

В общем, объясните все преимущества как можно красочней и с примерами.

Ни в коем случае нельзя силком заставлять малыша или подростка читать: «Пока не прочитаешь, из-за стола не встанешь».

Кстати, посмотрите на фото к этой статье. У меня были такие же проблемы с внуком. Мальчишки вообще больше предпочитают активные игры. Но однажды он познакомился с девочкой на пляже и начал читать ей вслух…. Скажем прямо — решил повыпендриваться, блеснуть интеллектом. Зато сейчас от книг его за уши не оторвешь, хотя и в компьютерные игры он тоже играет. Но без фанатизма!

Если родители вспомнят себя в детстве, то заметят, что особенно им хотелось прочитать те книги, которые казались недоступными. Таким же образом нужно поступать и со своим ребенком: например, рассказать о какой-либо жизненной ситуации и упомянуть, что о ней хорошо написано в такой-то книге, однако, прочитать её можно будет в более старшем возрасте.

Некоторые психологи старой закалки советуют просто оставлять на виду те книги, которые могут оказаться интересными, либо близкими по интересам ребенку. Когда-то это, возможно, и было эффективным, но не сегодня, когда вокруг так много виртуальных развлечений. Сегодня есть другой, хорошо работающий способ.

Простой рецепт, как приучить ребенка читать

Найдите интересную детскую книгу в двух форматах: бумажном, и аудио. Прослушайте аудио полностью, или хотя бы треть. Выберите фрагмент длительностью около 10-20 минут (желательно в начале), и найдите в нем самое интересное место. На этом месте надо будет прервать воспроизведение. Просто запомните, с какой минуты надо включить запись, и на какой минуте ее оборвать.

Затем найдите это место в бумажной книжке. Дайте в руки ребенку книгу, пусть смотрит картинки, а сами включите аудио. Обрыв на самом интересном месте вызовет у любого человека естественное любопытство: «А что дальше?!» Почитайте несколько минут вместе с ребенком, а потом отойдите, сославшись на дела.

Еще лучше будет, если вместо аудио книги вы будете читать ребенку вслух. Исключение могут составлять те случаи, когда родители не умеют читать с выражением и не могут своей монотонной бубнежкой заинтересовать ребенка.

И совсем уж беспроигрышный вариант, если книга с продолжением и есть ее экранизация (например, Гарри Потер).

Посмотрев интересный фильм или мультфильм, ребенку захочется узнать, а что случилось с героями потом? Вот тут самое время купить ему книгу-продолжение.

И будет не лишним напомнить, что если он полюбит читать книги, то всегда первым будет узнавать о дальнейшей судьбе героев, так как фильмы выходят намного позднее, а многие даже очень интересные книги вообще никогда не экранизируются.

Если вы проделаете этот фокус-покус несколько раз, можете не сомневаться, книги станут для вашего отпрыска лучшими друзьями. Потом вам придется лишь контролировать, чтобы он читал литературу, не слишком криминального характера.

Кстати, в интернет-магазине Литрес можно найти много книг одновременно в трех форматах: электронные, аудио и бумажные.

Какие книги можно читать детям

Сегодня так много литературы (если все, что написано можно так назвать) слишком откровенной или чересчур агрессивной, что не все книги кажутся родителям удачным вариантом для детского чтения. Поэтому без контроля не обойтись.

Но и слишком усердствовать не надо, так как на данном этапе необходимо закрепить саму привычку читать.

Если что-то кажется вам подозрительным, читайте вместе, и объясняйте ребенку «что такое хорошо», а уже позднее он сам потянется к более глубоким произведениям.

И есть еще один глупый вопрос:

А нужно ли ребенку читать?

Недаром говорят, что образование кончается там, где начинаются фильмы. Даже образовательное кино, хотя и легче усваивается, никогда не даст такого же эффекта, как книга.

Сам процесс складывания в смысловые предложения букв, написанных на бумаге, развивает более широкие возможности человеческого мозга.

Так что, всестороннее развитие читающего ребенка идет гораздо успешнее.

Елена Богушевская

Источник: http://swobodna.ru/kak-priuchit-rebenka-chitat-knigi.html

Как приучить ребенка к чтению (из личного опыта мам)

Приучаем ребенка к чтению
1:5021:507

И педагоги, и родители бьют тревогу: современные дети, особенно школьники, отказываются читать книги, предпочитая им телевизоры, компьютеры и планшеты. Как решить эту проблему и все-таки привить ребенку любовь к чтению?

1:9101:915

Чтобы заставить сына или дочку пролистать хотя бы несколько страниц, родителям приходится действовать то угрозами («не почитаешь – не будет мультиков»), то уговорами («посмотри, какую интересную новую книгу я тебе купила»), то подкупом («прочтешь три рассказа – в выходные пойдем в кино»).

1:1446

Редакция проекта «Дети Mail.Ru» обратилась к посетителям нашего форума с просьбой поделиться своим опытом и рассказать, как им удалось приучить ребенка к книгам.

1:17401:4

Вот самые интересные советы

1:601:65

Совет 1: просить просто подержать книгу

1:148

Начинала читать книгу, и на самом интересном месте мне срочно надо на кухню или еще что-то. Говорю: «Я пока вот тут остановилась, ты или пальчиком держи, или читай, если получится. Я сейчас приду». Сначала отходила минут на пять, потом – больше. Как-то вернулась, а сын говорит: «Не мешай, я читаю». И дочку так же учила.

1:7231:728

Совет 2: прекращать чтение на самом интересном месте

1:835

Я читала племяннице книжки вслух перед сном, останавливаясь на самом интересном месте. Говорила, что пора спать, завтра узнаем, что будет дальше. Она раз-два потерпела, а потом отобрала у меня книжку и сказала, что она уж лучше сама все узнает. Человеку было 6 лет.

1:13141:1319

Совет 3: записать собственную аудиокнигу

1:1405

Сначала я читала дочери на ночь, потом мы читали постранично: одну страничку – я, другую – она. Решили попробовать записывать сами аудиорассказы. Мы готовились, читали по ролям, потом записывали, редактировали свои ошибки, снова записывали, потом слушали и хохотали вместе с бабушкой и дедушкой. Вот так после аудиорассказов дочь начала читать много.

1:20481:42:5082:513

Совет 4: выключить телевизор

2:576

Просто выключить телевизор. Убрать телевидение. Вместо мультика – сказка на ночь.

2:729

Совет 5: найти интересную ребенку тему

Достаточно найти тему, которая интересна ребенку. В случае со старшим сыном это были детские ужастики (начал читать запоем), дочка на чтение подсела после первого детского детектива, а младший сын без ума от динозавров, теперь скупаем книги о них.

2:12572:1262

Совет 6: привести в книжный магазин

2:1337

Года два назад мы вместе с дочкой зашли в книжный магазин купить младшему сыну детские книжки. И тут случилось чудо! Дочь пришла ко мне с книгой, которую выбрала сама и попросила ее купить. Книга, правда, какая-то жуткая была, что-то про вампиров, но я не стала сопротивляться, купила.

В результате она купила сама на подаренные деньги еще две книги из этой серии, потом записалась в библиотеку… В общем, я для себя сделала вывод, что не стоит детям упорно навязывать свой выбор.

Нужно просто, чтобы они видели, что взрослые читают, и попадали в такую среду, в которой они могут сами выбрать литературу для чтения.

2:24472:43:5083:513

Совет 7: отвести в библиотеку

3:577

Вот уж точно подходящее место, чтобы привить любовь к чтению! Алиса была в восторге, что она может выбратьлюбую книгу! Освоившись за несколько посещений, дочка на полчаса оставалась без меня в библиотеке и читала, разглядывала картинки, выбирала книги. Читает дочка сама. Но после прочтения книги я всегда прошу рассказать, о чем была история. Таким образом я контролирую осознанность чтения и помогаю развивать речь.

3:13423:1347

Совет 8: подавать пример

3:1402

Дочка просто видела меня с книгой. Каждый день, всегда – пусть недолго, но регулярно. И да, я ленивая мама, я не люблю читать вслух, поэтому моя дочка быстро научилась читать сама себе. И я ни разу не вмешалась в процесс выбора книги – дочка выбирает, я покупаю. Сейчас она не только читает, но и пробует писать сама.

3:19733:4

Совет 9: придумать систему поощрений

3:82

Племянника папа материально поощряет за чтение: то есть если тот прочитал книгу, увеличивает ему количество карманных денег.

3:3143:319

Совет 10: не заставлять читать насильно

3:401

Считаю, что заставлять не стоит. Книги читать ребенку надо обязательно, но не доходить до фанатизма. Если не нравится ребенку читать – у него явно есть то, что ему нравится гораздо больше. Моего мужа заставляли читать, итог – он даже журнал в руки не берет. Чтение вызывает у него нервную почесуху. Зато математика – его все.

3:9933:998

 Fine Angel

3:1028

Источник: https://jenskiymir.com/dlya-detei/zanyatiya-s-detmi/621-kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-sovety-ot-zhenschin.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *