Особенности возраста

Содержание

Возрастные особенности человека

Особенности возраста

Введение

Теории развития человека

Возрастные классификации жизни человека

Психологическая характеристика периода новорожденности

Новообразования младенческого возраста

Проявление личности в раннем возрасте

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

Психологические особенности подростка

Юность как стадия жизненного пути человека

Переход от юности к взрослению

Психология человека зрелого возраста

Психология человека пожилого и старческого возраста

Заключение

Введение

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития — младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.

Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой могут быть различны:

· количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти…)

· эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно;

· качественные (усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)

· революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении.[1]

Понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С.

Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям.

Например, многие представляют, что младенческий возраст – это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло.

Безусловно, все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст – это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако если мы понимаем, что старение является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.

Теории развития человека

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто — сущее+ генез — развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.

Существует много теорий развития человека. Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:

1. Биогенетический — ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием позволяющим проявить то, что дано ребенку до его рождения. (Геккель, В. Штерн, Карл Бюллер)

2. Социогенетический — ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. В качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась. ( философ 17в. Джон Локк)

3. Конвергенция двух факторов — оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны.

Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью). Но теория конвергенции не рассматривала:

4. -внутренние причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается. ( Вильям Штерн, Айзенк)[2]

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной возрастных особенностей психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве).

В то же время возрастные особенности стадий онтогенеза, выходящих за пределы детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше. Особенность гетерохронности ( гетеро — греч.

другой, хронос — время) развития означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека.

Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста.

Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально — психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Гетерохронность развития связана с понятием “сенситивных” и “критических” периодов развития. Сенситивный период — это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет.

Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом.

Интересно, что во всех культурах сенситивный период развития речи один и тот же.

Возрастные классификации жизни человека

Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами – годами жизни человека.

· Дошкольное детство: Младенчество (0–1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).

· Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет).

· Ранняя взрослость: Юность(18-23года).

· Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).

· Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).

Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов.

Каждый воз­растной этап характеризуется совокупностью специфических законо­мерностей развития — основными достижениями, сопутствующими об­разованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

Переходы от одной стадии возрастного развития к другой сопровождаются кризисами и приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.

Психологическая характеристика периода новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:

Источник: http://MirZnanii.com/a/197329/vozrastnye-osobennosti-cheloveka

Самое важное о возрастных особенностях детей

Особенности возраста

Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей. Его особенности изучает возрастная психология.

Любые отклонения от нормальных условий жизни ребенка приводят к нарушениям психики, порою необратимым. Ярким примером этому являются дети-маугли, по тем или иным причинам изолированные от человеческого общества.

Раннее детство и дошкольный возраст требуют наибольшего внимания. Именно в этих возрастных периодах развития ребенка закладывается фундамент его будущей успешности, как полноценной личности.

Годовалый ребенок

Малыш уверенно осваивает навыки ходьбы. В год и три месяца он может ходить без поддержки, наклоняться, приседать. Способен бегать и перешагивать через мелкие препятствия. Любит играть, складывая кубики, собирая пирамидку.

В этом возрасте кроха начинает активно общаться со взрослыми. Произносит простые слова в облегченных вариантах. Может назвать правильно 5-6 предметов, которые видит. За столом уже пользуется ложкой, поддерживает при питье чашку. К возрасту 1,9 месяцев способен ногой пинать мяч, подняться по ступенькам. В лексиконе имеет более 20 слов. Отвечает на простые вопросы, в том числе и по картинкам.

Особенность этапов раннего детства заключается в том, что неожиданно начинает меняться характер ребенка, его поведение. Он активно осваивает пространство, исследуя все углы квартиры, тумбочки, шкафы. В полуторагодовалом возрасте у малыша происходит скачок как в умственном, так и в физическом развитии.

Главное: у него в тоне часто звучит категоричное отрицание. Одно из часто употребляемых слов — «нет». Многие родители начинают думать, что их сын или дочь крайне не воспитаны, имеют плохую наследственность и дурной характер.

Опасное заблуждение: осуждение в голосе мамы с папой провоцируют ребенка к протесту. Взрослым надо понимать, что наступил возраст «систематического отказа».

Возрастная психология говорит о том, что только терпение и любовь могут помочь пережить его безболезненно для психики малыша.

Двухлетний ребенок

Важный период раннего детства, так как именно сейчас начинает формироваться характер маленького человечка. К нему приходит осознание себя, как самостоятельной личности.

Ребенок целенаправленно изучает границы дозволенного, внимательно наблюдая за реакцией взрослых Родители ошибочно считают, что он специально выводит их из себя.

А малыш просто изучает, что ему можно делать, а что нельзя. Он осваивает основы манипуляции окружающими его людьми. Можно сказать, что он провоцирует взрослых.

Поэтому крайне необходимо сдерживаться, не позволяя себе идти у него на поводу.

Вернейший признак начавшегося кризиса 2-х лет это постоянно звучащее «Я — сам!». У каждого ребенка он наступает в разное время. Но этот первый возрастной кризис обязательно будет. И родителям надо быть готовыми к этому. Основные правила для взрослых с учетом детской психологии:

  • прислушиваться к претензиям ребенка: возможно в них есть определенный резон;
  • все начинать делать заранее, чтобы дать крохе возможность самостоятельно поесть, одеться, выбрать одежду;
  • сохранять спокойствие в любой ситуации.

Трехлетний ребенок

В этом периоде раннего детства малыш представляет собой сплошное противоречие. Основной дисбаланс вызван одновременным стремлением к максимальной самостоятельности и страхом потерять связь с родителями. Это приводит к повышению агрессивности ребенка, его протестам и истерикам.

Взрослые должны максимально уважительно относиться к все возрастающей самостоятельности чада. Не ломая его собственное «Я». Зная детскую психологию, мама с папой должны чаще говорить крохе о своей любви, терпеливо объяснять малышу ошибки в его поведения .

Еще одна возрастная особенность раннего детства — всплеск активности с любознательностью. Сплошные вопросы в любой момент бодрствования.

Чем раньше ребенок начинает их задавать, тем полноценнее он развивается. Задача родителей поддержать дитя, всячески помогая ему знакомиться с миром вокруг.

Рекомендуется в этот период больше включать в игры с ребенком такие виды деятельности, как:

  • рисование;
  • конструирование;
  • лепка.

Младший возраст: от 3 до 4 лет

Один из плюсов этого возраста, согласно психологии развития, заключается в том, что ребенок готов радовать родителей до бесконечности, предлагая любую посильную для него помощь. Он осторожно старается определить границы собственного личного пространства и понять, где начинается чужое.

Дети в этом возрасте с удовольствием учат стихи, играют в интеллектуальные игры, разгадывают загадки. Добиваются понятных и четких ответов на свои вопросы.
Они отдают себе уже отчет в том, что такое «правильно» или «неправильно».

В игровой деятельности на первое место выходит подражание взрослым. Малыши с великим удовольствием переодеваются, играют в «доктора», «шофера» и другие профессии. Им нужно много внимания. Поэтому они обожают праздники и разные торжества.

Средний возраст: от 4 до 5 лет

Проблемы предыдущих возрастных кризисов постепенно забываются, так как дети к пяти годам уже могут контролировать свои эмоции. Самостоятельно успокаиваться, отвлекаться от неприятных моментов. Важная особенность — ребенок должен часто менять свою позу, ведь от статичной в этом возрасте он быстро устает.

Родителям необходимо понимать, что пятилетний малыш уже имеет практически сформировавшиеся характер и привычки. Поэтому особенно важной становится задача приучить его к чистоплотности, аккуратности, соблюдению режима дня.

Не менее значимо, чтобы ребенок четко понимал значение слов «надо» и «хочу». Умел прикладывать волевое усилие, чтобы выполнить какие-либо задачи из категории необходимых, даже если их не хочется делать. Возрастная психология рассматривает данный этап развития как один из самых важных для дальнейшей социализации личности.

Старший возраст: от 5 до 6 лет

У детей этого возраста преобладает пассивное внимание. Оно является непроизвольным и зависит от эмоций ребенка: концентрация внимания происходит на том объекте или действии, которые оказывают наибольшее впечатление, максимально интересных ему яркостью, новизной.

Для успешного обучения (с учетом возрастной психологии) необходимо развитие другого вида внимания — волевого или произвольного. Поэтому рекомендуется вовлекать ребят в сюжетно-ролевые игры. Предлагать такие виды деятельности, как рисование, аппликация, конструирование, моделирование. Дети должны учиться координировать свои действия, составлять план.

Еще одна особенность возраста: качество выполнения поставленной задачи у ребят зависит от эмоционального отношения к тому человеку, который руководит их деятельностью.

Также дети на этом этапе уже начинают ориентироваться на нормы социального поведения. Поэтому внимание необходимо уделять коллективным играм, в которых установлены дидактические правила.

Подготовительная группа: от 6 до 7 лет

Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуется учитывать при подготовке к такому важному этапу их жизни, как обучение в школе.

Психология развития подразумевает, что ребенок подготовительной группы уже должен уметь выполнять инструкции, которые ему дает взрослый (родители, воспитатель). Для него важен образец, с которым он может сравнить результат деятельности. Дошкольник все активней старается самостоятельно объяснять новые явления, с которыми он сталкивается. Склонен несколько завышать свою самооценку.

Это период, когда идет активное развитие наглядно-образного мышления и начинает формироваться абстрактное, ребенку еще трудно дается выделение главного в предметах или явлениях, использование полученных навыков при решении задач, с которыми он еще не сталкивался.

В таком возрасте воображение развито уже намного сильнее. Это видно при рисовании, лепке и т. п. Проявляется в устном творчестве, когда дошкольник делает попытки сочинять стихи, считалки.

Для того, чтобы произошел максимально успешный переход ведущей роли от игровой деятельности к учению, необходимо, чтобы ребенок посещал организованные занятиях в детских коллективах — детском саде, школах раннего развития.

Почему важно знать возрастные особенности ребенка

Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Знание возрастной психологии помогает взрослым управлять этим процессом.

Я. А. Коменский говорил о важности соблюдения принципа природосообразности. Обучение ребенка и его воспитание должны идти в обязательном соответствии этапам развития.

Понятно, что далеко не все родители владеют основами возрастной психологии. Но знакомство с главными особенностями того или иного периода жизни ребенка позволит им понимать, как решить возникающие проблемы в поведении малыша, как помочь ему преодолеть их.

Что еще почитать

Ничего не найдено

Источник: http://SZabotoi.ru/detskaya-psihologiya/vozrastnye-osobennosti-detey

Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Особенности возраста

Особенности каждого человека проявляются с возрастом. В течение долгого жизненного периода может меняться всё: и поведение, и внутренняя среда, и внешний облик человека. В детском возрасте идет формирование человека как личности. У него появляются интересы, мечты, желания.

Особенности детей разного возраста постепенно меняются с течением времени. Каждый период, который ребенок пережил, имеет свою специфику и отличается от другого этапа детского развития.

Этапы жизни и формирование психики детей

Детский и подростковый возраст подразделяется на несколько этапов:

  • Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года.
  • Ранний или ясельный возраст – от 1 до 2 лет.
  • Этап дошкольного возраста – от 3 до 5 лет.
  • Младшие школьники – от 6 до 11 лет.
  • Подростки или средний и старший школьный возраст – от 11 до 16 лет.

Этап новорожденности

Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года. Данный этап проходит очень быстро и формируется недолго.

Только что родившийся маленький ребенок еще не понимает, где он находится и что происходит вокруг него. Он может только видеть, слышать и чувствовать прикосновения.

Самым близким человеком для него в данный момент является мать. Она учит младенца понимать окружающий мир.

У ребенка в этом возрасте еще не выработана хорошая реакция, но он быстро осваивается. На данном этапе необходимо научить малыша самому главному – ползать, сидеть на стульчике, брать в руки игрушку.

Ранний возраст

К раннему (ясельному) возрасту малыш уже должен научиться ходить.

Здесь уже идет непосредственное общение малыша со сверстниками (если он ходит в детский сад), с родителями, родственниками.

Некоторые дети в этом возрасте уже умеют говорить, а некоторые общаются с другими с помощью жестов. Ребенок учиться держать ложку и кушать самостоятельно, но ему необходима помощь родителей.

На этом этапе развития у ребенка идет понимание некоторых вещей, которые можно делать, а какие нельзя, какой предмет хороший, а какой плохой. Малышу очень трудно в те моменты, когда мамы нет рядом. Он скучает, постоянно хочет к ней. Поэтому, привыкание к садику может вызвать огромный ряд проблем, как у родителей, так и у ребенка.

Когда ребенку исполняется три года, он начинает понимать, кто он, как его зовут, кто его мама и прочее.

Малыш способен уже обслуживать сам себя, отдаляется от родителей, хочет больше играть со своими сверстниками. Ребенок становится очень активным и часто капризничает, если его желание невозможно выполнить.

Маленький ребенок протестует, начинает ломать игрушки, кричать, выпрашивать сладости и вести себя неадекватно.

С этого момента родителям необходимо начинать воспитывать своего малыша, так как он начинает переставать слушаться. В этом возрасте своему чаду нужно уделять больше времени и внимания, ведь на этом этапе формируется его психика. Родителям стоит показать себя с лучшей стороны ребенку, чтобы он запоминал и вел себя также.

Дошкольный возраст

Этап дошкольного возраста протекает довольно нелегко как для детей, так и для родителей. У ребенка появляются все новые и новые потребности, а так же различные желания. Однако на этом этапе дети овладевают некоторыми знаниями и умениями, которые в дальнейшем очень важны.

Такой ребенок уже перестает считать себя маленьким. Ему необходима поддержка взрослых, ролевая игра, в процессе которой формируется индивидуальное поведение для ребенка, и различные хорошие впечатления. Ребенок подражает взрослому, хочет научиться всему, что умеют мама с папой.

У малыша начинает лучше развиваться память.

В этом возрасте ребенок больше играет и двигается. Речь детей на данном этапе улучшается, начинает получаться выговаривать самые сложные буквы. Малыш с нетерпением ждет, когда его похвалит взрослый, ведь в этом возрасте похвала для него очень важна. Напротив, когда малыша ругают, он становится нервным и раздражительным, часто плачет, если его наказывают.

В подготовительной группе детского сада заканчивается этап дошкольного возраста.

К этому моменту ребенок должен научиться понимать мир вещей, которые относятся к предметам культуры человека; освоить такой момент, как общение с людьми исключительно в позитивной форме; понять, что негативное отношение к человеку ни к чему хорошему не приведет; знать, кем является он сам и что входит в его обязанности. Конец дошкольного возраста является началом перехода в новую сферу деятельности – это школу.

Младшие школьники

Младшие школьники – от 6 до 11 лет. На данном этапе развития ребенка главным в его жизни становится учеба в школе. В процессе данной деятельности он усваивает различные сведения, берет для себя много нового и интересного, тщательнее познает окружающий мир. Младший школьник учиться быть внимательнее, спокойнее и вести себя по правилам этикета.

Ребенок начинает ставить для себя цель, которую необходимо во что бы то ни стало исполнить. Он начинает контролировать свои эмоции и давать оценку своей деятельности.

В этом возрасте дети становятся немного серьезнее, чем были до этого. У ребенка появляется воображение, он начинает представлять себе некоторые вещи, которых на самом деле не существует.

Много фантазирует, главное, чтобы эти фантазии не поглотили его.

Подростки или средний и старший школьный возраст (от 11 до 16 лет). Данный этап является переходом от детства к юности. Он протекает дольше всех остальных этапов взросления детей.

Этот возраст считается наиболее сложным, так как в жизни подростка происходят различные перемены, которые, иногда, он не способен контролировать. Подростки сталкиваются с тяжелой ситуацией под названием «биологическое созревание».

У всех оно происходит по-разному, у кого-то этот момент переносится легко, у кого-то не очень. Дети начинают чувствовать себя взрослее, умнее и активнее.

У многих подростков в этом возрасте появляются некие любовные и романтические чувства по отношению к противоположному полу. Они начинают понимать, для чего рождены, определяют ценности мира и общества в целом, стремятся удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте начинается построение тех идеалов, к которым хочется стремиться. Подростки решают свои проблемы тщательнее, путем общения со сверстниками и некоторыми взрослыми, которых они уважают. На данной стадии возникают различные изменения по отношению к проблемам, которые раньше казались пустяками или наоборот тяжело решаемыми.

Так же подросток начинает внимательнее следить за своей внешностью: выглядеть более опрятным, одеваться по моде, чтобы нравится другим своим сверстникам.

Дети в таком возрасте склонны к частым стрессам без какой-либо особой причины. Они начинают больше думать о себе, проявляется эгоизм.

Ставят себя наравне со взрослыми и постоянно доказывают свою правоту, считая, что взрослый человек слишком глуп, чтобы понять душевное состояние подростка.

Дети в таком возрасте очень ценят дружбу, и если друг предал другого друга, то это не прощается. Обычно друзьями становятся подростки одного и того же пола, одинаковых способностей, социального статуса, а бывает, что и совершенно разные по интересам дети дружат. Однако подростки склонны часто менять друзей на других из-за своей неопределенности.

В этом возрасте дети практически не поддаются взрослым. Подростку важнее мнение сверстников. Некоторые создают свою группу, в которой они чувствуют себя в безопасности, делают то, что нравится. Именно группа влияет на поведение того или иного подростка, который состоит в ней. Он всегда будет прислушиваться к мнению большинства из этой группы, и действовать по их правилам.

Источник: https://psychology-s.ru/vozrastnye-osobennosti-detej/

Возрастные особенности детей

Особенности возраста

По мере физического роста ребенок меняется и физиологически, и психологически. У него формируются новые умения и навыки, которые в ходе обучения усовершенствуются. Поэтому задача родителей и педагогов — помогать ребенку по максимуму постигать мир знаний, развиваться здоровым и умным.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно в ней они познают внешний мир и его моральные законы, накапливают опыт общения со сверстниками и формируют свой кругозор. Ребенок учится общаться и с взрослыми, при этом часто демонстрируя детскую непосредственность и любопытство. Дошкольники — это почемучки, которые все хотят знать, понимать свою роль в окружающем мире.

Возрастные особенности детей 2-3 лет

С двух до трех лет дитя становится самостоятельнее. У него развивается предметная деятельность и орудийные действия.

В ходе общения с взрослыми развивается понимание речи. Слово уже отделяется от конкретной ситуации и обретает самостоятельное значение. Ребенок усваивает названия окружающих предметов, выполняет словесные просьбы родителей. Активная речь детей 2-3 лет тоже усовершенствуется, и к 3 годам они осваивают грамматику, строят простые предложения, используют все части речи.

Активный запас слов ребенка до 3 лет составляет 1500 слов. В три года речь — это уже средство общения со сверстниками. Основная форма мышления в этом возрасте — наглядно-действенная. То есть возникающие проблемы малыш разрешает способом реального действия с конкретными предметами.

У него в это время появляются, кроме игры, новые виды деятельности — рисование и конструирование.

Совершенствуются также и слуховые, и зрительные ориентировки малыша. Он может делать выбор из нескольких предметов по форме, цвету, величине, различать голоса, мелодии.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Этот возраст является определенным рубежом развития, когда кризис трех лет расторгает целостность малыша с матерью, и он начинает осознавать свое „я”. Ребенок в этом возрастном периоде испытывает потребность в общении и признании.

В этом возрасте малыш демонстрирует желание все делать по-своему, что и является основным признаком кризиса трех лет. Так он осознает себя как самостоятельную личность.

Игра в это время становится коллективной и чаще имеет сюжетное наполнение, то есть она является образно-ролевым отображением жизни. Дети в таких играх учатся защищать свои границы, интересы и пробуют воспринимать их наличие у других сверстников.

Речь малыша усовершенствуется, словарный запас расширяется, этому возрасту характерно придумывание несуществующих слов.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Этот период считается возрастом относительного затишья. Из кризиса ребенок вышел, самоутвердился и стал покладистее. У него возрастает интерес к окружающему и сверстникам. Ребенок расширяет спектр эмоций, понимая чувства других и сопереживая им.

Творческие способности в 4-5 лет проявляются сильнее. Способности к рисованию, танцам, музыке, спорту можно заметить у малыша как раз в этом возрасте и правильно их скорректировать.

Также этому возрасту характерно появление страхов как следствие развития воображения. Безудержная фантазия порой может сформировать боязнь оставаться одному, потому что дитя испытывает страх перед каким-то негативным героем мультфильма, сказки.

Усовершенствуются и отношения детей с ровесниками. Они мирятся и ссорятся, дружат и обижаются, помогают тем, кто им нравится.

Природная любознательность заставляет девочек и мальчиков постоянно спрашивать родителей, воспитателя о том, что их интересует. Это период, когда у малыша рот не закрывается, а родители иногда не знают, как правильно отвечать на вопросы своего чада.  

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Активное физическое и познавательное развитие характерно периоду 5-6 лет. Развивается творческое воображение малыша, он нередко привлекает к себе внимание даже негативными поступками, самутверждаясь.

Дети в это время заменяют сюжетно-ролевые игры играми с правилами. Именно в них утверждается механизм управления поведением. В этот период малышу нужен внешний контроль со стороны друзей по игре. Сначала дети контролируют друг друга, а затем уже себя самого. Ребенок все больше подражает взрослым, стремясь к самостоятельности. Он пытается и хочет все делать сам.

Малыш в 5-6 лет уже осознает половые различия и начинает штурмовать деликатными вопросами и папу, и маму. Также в это время у него появляются вопросы, связанные со смертью, усиливаются и его страхи. Чаще это ночные страхи, связанные с ростом творческой фантазии.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ребенок в 6-7 лет уже готов на смену деятельности и правила, которые предъявляет ему школа. Он социализируется, адаптируется к новой школьной среде, учитывая требования и точки зрения взрослых, сверстников.

Мальчик или девочка уже могут сосредотачиваться не только на интересной, любимой работе, но и на том, что делать необходимо. При этом прилагаемые усилия к семи годам могут возрастать по времени.

Ребенок способен волевым усилием осваивать знания, которые ему не интересны. Он хочет учиться потому, что психологически и мотивационно готов к этому.

Он уже интеллектуально зрелый, и игра в этот период из ведущего вида деятельности переходит на задний план, а основной формой деятельности становится учебная.

Мальчики и девочки в это время очень сильно ориентированы на внешнюю оценку.

Самостоятельно им еще трудно себя оценить, а похвала мамы и бабушки, оценка учителя как раз и служат тем мотиватором, который к концу первого класса формирует отношение школьника к учебе.

Это либо интерес и понимание своей ответственности и новых обязанностей, либо выполнение новых функций без энтузиазма, по требованию взрослых и по формирующейся привычке.

Возрастные особенности детей 8-9 лет

Детский организм, несмотря на внешне заметное взросление, остается еще довольно хрупким. Он требует полноценного отдыха и сна продолжительностью девять часов в сутки, сбалансированного питания.

В это время школьные нагрузки возрастают, и дети с головой отдаются учебе, порой забывая об обедах, прогулках. Поэтому родителям важно контролировать чередование нагрузок и отдыха.

Хорошо, если в этом возрасте ребенок уже определен в спортивную секцию либо посещает музыкальную школу, танцы. Смена деятельности и способствование физическому развитию важны для его здоровья.  

В 8-9 лет сын и дочка постепенно отдаляются от родителей. Поэтому им необходимо будет терпение для грамотного выстраивания отношений со своим чадом.

И тут важно не перегнуть палку с чрезмерным контролем, и вместе с тем не давать много свободы, пытаясь сохранить контроль над поведением, времяпровождением ребенка. Ведь в восьми- и девятилетки еще остаются детьми.

Они часто нуждаются в советах, не в силах самостоятельно решить моральные проблемы в отношении со сверстниками, учителями. Они для них кажутся целой бедой.

Поэтому родители должны не утратить свою почетную миссию главного слушателя и друга, авторитета и наставника, общение с которым вызвало бы у сына и дочки чувство защищенности и доверия.

Просто в этот период старайтесь больше разговаривать с ребенком по-взрослому, рассказывайте и о своих проблемах на работе, трудностях взрослых людей, способах выхода из проблемных ситуаций.

В результате такого ежедневного общения и совместного времяпровождения по выходным у сына или дочки сформируется твердое убеждение, что только в семье он получит максимум любви, защиты, уважения и поддержки.

Особенности детей подросткового возраста

Трудным возрастом называют педагоги, врачи, психологи период подросткового возраста, который длится с 12 до 18 лет. В это время организм биологически созревает к переходу в стадию взрослого человека, и это сопровождается нервными и эндокринными сбоями.

Подростковый период — самый ответственный для дальнейшего развития. Ему характерно нарушение физиологического и психологического равновесия. А проявляется это обнажением слабых сторон детской личности, делает ее уязвимым к влиянию неблагоприятных факторов извне.

В подростковом возрасте отмечается учащение невротических всплесков, которые проявляются головными болями и нарушением сна, утомляемостью и плохим аппетитом, головокружениями и обмороками, склонностью к страхам и плаксивостью.

Если подростковый период проходит очень сложно, то это может проявиться навязшими идеями и снохождением, энурезом. Это специфические «болезни роста», и родители должны быть к ним готовы. Обычно к 16 годам у подростков эти симптомы исчезают, и улучшается самочувствие.

Но повышенная восприимчивость и ранимость остаются. Это должны понимать и помнить взрослые, которые окружают подростка.

На формирование подростков в этом возрасте сильно влияют отношения в семье, школе. Предотвратить такое воздействие почти невозможно, а вот уменьшить переживания подростка, проявляя к нему внимание, сочувствие, вполне реально.

Исследования психологов подтверждают, что в 90% случаев развитию неврозов у подростков способствуют неправильное воспитание и конфликты между отцом и матерью. Негативно на подростка действуют две крайности типичного родительского воспитания: гиперопека и вседозволенность.

При гиперопеке подросткам характерны застенчивость и нерешительность, замкнутость и склонность к сомнениям, что формирует к ним отрицательное отношение сверстников.

Когда же ребенок в подростковом возрасте является в семье кумиром, то у него формируются эгоизм, желание казаться лучше, чем на самом деле, жестокость, злость, укореняются вредные привычки.

Именно исходя из вышесказанного, роль родителей в этом возрасте для детей, их терпение, внимание важны так же, как и в младенческом возрасте.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/vozrastnye-osobennosti-detej.html

☀ Возрастные особенности ☀ детей: этапы развития, ☀ переходные периоды

Особенности возраста

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.

Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.

На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш — это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст — первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст — осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.

Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.

Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст — самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *