Менталитет народов мира

Содержание

Национальный менталитет — это… Понятие и примеры национального менталитета

Менталитет народов мира
Новости и общество 26 ноября 2017

Каждая нация уникальна и неповторима.

И не одна ли эта из причин, почему мы так любим путешествовать? Нам нравится самим получать новый опыт, видеть все своими глазами, а не просто читать в интернете или журнале.

И в каждой стране есть свой менталитет и национальный характер. Достаточно часто мы слышим эти два словосочетания, но мало людей знают, чем же они отличаются по существу. Давайте разберемся вместе.

Общее понятие менталитета

В общем понимании менталитет — это совокупность различных особенностей (умственные, эмоциональные, культурные, а также ценностные ориентации и установки), которые характеризуют определенную группу, нацию, народ или народность. Этот термин возникает в истории, но на данный момент и другие науки тоже его используют, например, такие как психология и социология.

Совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и морали, умонастроений, религиозной принадлежности и др. — все это выступает характеристиками той или иной группы людей. Менталитет является коллективной чертой, а не индивидуальной.

Понятие

Национальный менталитет — это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера.

Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм — это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер.

Уровни

Национальный менталитет — это двухуровневое явление. Первый уровень — генетический. Например, в ходе многочисленных исследований было выяснено, что генетическая особенность русского человека — это приоритет в мышлении правого полушария. Для такого мышления характерны творчество, чувственность. Не зря русский язык считается одним из самых богатых и красивых языков.

Вторым уровнем национального менталитета является менталитет приобретенный (или индивидуальный). Процесс обучения, воспитание, самореализация личности, выбор собственной роли, усвоение культуры, самоидентификация и др.

, — это все формирование второго уровня. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека.

Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение.

Менталитет и национальный характер — тождественные понятия?

Достаточно часто эти два явления приравнивают друг к другу. Но это неправильно, так как существует определенные отличия между ними. Прежде всего, менталитет связан с умственными способностями, силами и потенциалом, а также мировоззрением. Здесь нет места эмоциям.

Национальный характер, в свою очередь, включает определенный колорит чувств и эмоций, уклад жизни конкретного этноса, особенности восприятия мира, мотивы поступков и моральные нормы. Разница между национальным менталитетом и национальным характером сначала может показаться неочевидной, но она есть.

Посмотрим на практике

Нет такого человека, у которого бы не было стереотипного мнения о какой-либо нации. Немцы — веселый и добрые, англичане — скромные и чопорные, американцы — открытые и патриотичные.

Русский национальный менталитет также имеет свои определенные черты:

  1. Спасибо периоду СССР за общественность и коллективность русского человека. Общее чаще всего у нас превалирует над личным. Каждый сталкивался с тем, что бабушка около подъезда считает важным сказать, как вы одеты и что она о вас думает, хотя никто ее об этом не спрашивал. Но, с другой стороны, забота о других выражается в приятных мелочах, например, вас всегда предупредят о том, что дальше по дороге стоит патруль ДПС.
  2. Чувства преобладают над разумом. Русские люди часто помогают другом, не задумываясь о собственной выгоде, а действуют просто от сердца. Корысть и эгоизм в общем смысле не присущи русской нации.
  3. Личный негативизм. Большое количество русских людей замечают в себе больше недостатков, чем достоинств. Не всегда наши люди спокойно реагируют, если кто-то случайно наступит на ноги (речь идет о случаях, когда виновный извинился). На улице редко люди друг другу улыбаются и просто так не разговаривают.
  4. Улыбка не считается знаком вежливости. Если западный человек вам улыбается, это не всегда значит, что вы ему нравитесь. Вы можете быть ему максимально противны, но он будет улыбаться, так как это вежливо. Русские люди улыбаются искренне и только тем, кто им по-настоящему приятен. Вежливая улыбка, наоборот, вызывает неприятие.
  5. Споры — наше всего. Русские люди очень любят спорить по самым разным вопросам, начиная от автомобилей и консервированных заготовок и заканчивая политикой и философией. При этом такая форма общения находит свое место не потому, что «в споре рождается истина», а как следствие живого и очень эмоционального общения.
  6. Русские люди слишком сильно верят в добро. Также распространена среди людей идея, что государство — главное. Оно может и дать, а может забрать. И отсюда вытекает следующие национальные особенности.
  7. Принцип «жить и не высовываться». Демократия является молодым явлением для России, поэтому многие люди еще не привыкли, что могут реально что-то изменить в государстве, в котором живут.
  8. Терпимость к воровству и обману. Часто вследствие доброты русского человека прощаются мелкие локальные нарушения, но именно из-за таких прощений появляются большие правонарушения, которые уже гремят скандально на всю страну.
  9. Халява и любовь к ней. Здесь и говорить много не надо. Любит наш русский человек то, что достается просто и бесплатно.
  10. Двоякое отношение к здоровью. О себе русский человек часто не заботится, не идет в больницу пока совсем не приспичит, но вот инвалидам может помогать и ухаживать за больными. Выйти на работу нездоровым — легко. Жалость также занимает большое место в черте русского менталитета — нам жалко собак, кошек, детей, стариков. Но при этом нам не жалко людей среднего возраста, которые тоже могут оказываться в сложных жизненных ситуациях.

Как обстоят дела за границей?

Национальный менталитет — это безумно интересно. Узнавая про другие нации и их особые черты, невольно задумываешься, как вообще так можно жить, потому что некоторые моменты могут идти полностью вразрез с твоими собственными убеждениями.

У британцев, например, свой национальный менталитет. Примеры: они очень тяжелы на подъем и очень уважают частную жизнь. Это возводится даже в некий культ. Британцы умеют держать себя в руках, холодно вежливы и горды. Радость случается или горе, невозмутимость будет отражаться на лице. Британцы не любят показное, предпочитают комфорт и порядок.

При всем этом они очень дружелюбны и всегда готовы прийти на помощь. Еще одна британская черта — умение распределять собственный ресурс на работу, семью, друзей и себя самого. В чем проявляется национальный менталитет британцев кроме перечисленного? Тщеславность — то, чего у них не отнять. Так исторически сложилось, и ничего с этим не сделать.

Они считают, что самое лучшее — в Великобритании.

На формирование национального менталитета влияют несколько групп факторов. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Природно-географические факторы влияния

Зависимость национальных особенностей от природно-географических условий получила название географический детерминизм.

Природная среда воздействует на менталитет народа через влияние на образ жизни (степь или леса, холодный или жаркий климат), а также через образы родной природы, запечатленные в менталитете (например, свободолюбие монгольских народов сложилось под влиянием отсутствия физических границ их территории).

Также отдельно выделяют и объясняют на примере русского человека три таких фактора, как географическое положение, обширность территории, климат. Первый фактор русского — широта души, второй — гостеприимство и некоторая меланхоличность, третий (а именно длинные зимы) — созерцательность и мечтательность.

Религиозные факторы влияния

Национальный менталитет — это во многом влияние религии. В социологии считается, что ислам, западное и восточное христианство и иудаизм повлияли на формирование четырех крупных менталитетов. Например, для евреев и в наше время важен иудейский менталитет с особенными, догматически детерминированными и закрепленными тысячелетиями национальной традиции установками веры, мышления и воли.

Социальные и политические представления, ценности, идентичность, система отношений и характерный тип поведения во многом определяют мировоззрение еврейской нации. Существует мнение, что религию адаптировали под менталитет. А не он складывался на ее основе. Так как в нашем обществе ввиду его большого разнообразия нет четкого ответа на этот вопрос, то он останется предметом долгих будущих споров.

Социально-исторические факторы влияния

Социально-исторические факторы формирования менталитета многочисленные и разнообразные. Поэтому рассмотрим самые часто упоминаемые среди них. Например, смешение различных народов, вследствие чего появляются гибридные менталитеты.

Говоря откровенно, все существующие на данный момент менталитеты в обществе являются гибридными, поэтому найти генетически чистый народ просто невозможно. Например, исследователи говорят о влиянии татаро-монголов на формирование некоторых русских черт.

Например, после татарского нашествия у русских людей развились склонности к разбоям и мятежу, неуважение к частной собственности. Но, с другой стороны, развились такие положительные качества, как стойкость, способность выносить сложные тяготы жизни.

В целом можно выделить три основных механизма влияния взаимодействия между народами на их менталитеты:

  • объединение генофондов;
  • заимствование культурных практик;
  • формирование черт национального характера, необходимых для противодействия иноземным нашествиям и адаптации к их результатам.

Язык как проявление нации

Язык и национальный менталитет не зря связывают между собой. окружающего мира находит выражение через количественное значение слов в языке, а мышление народа выражается через грамматическую структуру.

Эмоциональность речи, преобладание существительных или глаголов, частое использование усилителей экспрессии — все это складывалось исторически. Разным языкам присущ разный состав грамматических категорий, который проходил исторический длительный отбор.

Грамматическая система языка — статичная и мало подвержена изменениям ее структуры. Она создавалась веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.

Заключение

Национальный менталитет присущ каждому этносу. Отличительные черты, характеры людей, традиции и обычаи, язык — все это создает уникальность и самовыражение каждого народа.

В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще происходит культурный обмен. И очень важно не потерять в его ходе этническую ценность и самоидентификацию. Потому что главное богатство нашего мира — это многочисленные его народы.

А богатство народа — это опыт предков, накопленные традиции, обычаи и история.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/260999/

Георгий Гачев «Ментальности народов мира»

Менталитет народов мира
neosonus
 Менталитет – как понятие и явление, всегда вызывал во мне жгучий интерес.

Особенности не отдельной личности, а целой нации, целого народа, причем вне времени и пространства, особенности, уходящие корнями в самые истоки появления этого народа, в глубины веков, в эпоху зарождения и становления, давали бесконечный полет фантазии.

Даже общеизвестные факты, будоражили мое воображение – в силу географического положения и ограниченности ресурсов русские «долго запрягают и быстро пашут». Способность максимально мобилизовать собственные силы, чтобы в короткий срок эффективно сделать то, что можно было бы сделать и за большее время – вполне подходила ко мне.

Я всегда готовилась к экзаменам непосредственно за сутки, не спала ночь, а утром ехала в университет и сдавала на «отлично».

Я сопоставляла себя, с красными глазами в 4 утра, с острым как нож восприятием, с мозгом напоминающим часовой механизм, который в абсолютно точной последовательности запоминал даты и события какой-нибудь «Истории Азии и Африки» или статьи Гражданского права, и одновременно – столетия назад – заснеженную избу, укрывшегося каким-нибудь тулупом человека, оцепеневшего от холода и вынужденного бездействия, уставившегося в одну точку перед собой. Это же невероятно, что между тем человеком в избе и мной, такая тесная связь! А эти почти клише, почти литературные штампы – вспыльчивые итальянцы, чопорные англичане, предприимчивые американцы, прагматичные немцы? Знания о своем менталитете, об особенностях других наций, для меня подобны Священному Граалю. И книга философа, культуролога, литературоведа Георгия Дмитриевича Гачева открыла его для меня.

«Здравствуйте! Значит желаю я вам здоровья, мой слушатель или читатель. Итальянец же бы вас приветствовал так: Come sta? = «Как стоишь?». Француз же бы поинтересовался: Сomment ça va? = «Как это (нечто) идет?». Подобно и немец: Wie geht's? = «Как идется?». Иудей бы сказал «Шалом!», что значит «Мир!» Англичанин (и американец) бы спросил: How do you do? = «Как вы делаете

Уже в простом и повседневном акте взаимного приветствия люди разных народов выражают свои «символы веры», подчеркивают, что ценно для них в существовании. Для русских – здоровье, целостность, для англичан и американцев – работа, труд, для евреев – мир, для итальянцев – стабильность, статика, вертикальное измерение бытия, для французов и германцев – движение, динамика…».

С этого простого и важного приветствия начинается книга «Ментальности народов мира». Строго говоря, это не одна книга, а две. Сначала идет курс лекций общего характера, и «Портреты национальных миров», частного.

Здесь автор знакомит читателя с сутью вопроса, с «проблемой и драмой национальной идентичности», с методологией, ценностью исследования, значением знания.

В портретах он непосредственно описывает специфику менталитета отдельных стран – Греция, Америка, Германия, Франция, Польша, Грузия, Киргизия и т.д.

После этого идет книга вторая – дневники, «исповести» Гачева, которые он вел в США, во время прочтения этих лекций, как он наблюдал за событиями в России сентября — декабря 1991, какие делал выводы и прогнозы.  И каждая часть этого труда самоценна и заслуживает отдельного пояснения.

Для того чтобы понять другого, нужно о нем знать о нем все. Или почти все.

Но как можно перевести эти знания в теорию ментальности? Какой шкалой, какой, грубо говоря, линейкой можно измерить ценности того или иного народа? Из чего складывается образ мира, бытия? Пространство или Время? Вертикаль или Горизонталь? Мужское или женское? Растительный или животный символизм? Генезис или Творение? Для того, чтобы говорить предметно о национальном разнообразии, нужны некие универсалии, механизмы исследования, понятийный аппарат. И можно условно назвать  12 лекций первой части – теорией. Читать или не читать эту часть – для меня вопрос не стоял изначально, но для обычного читателя я хотела бы сделать оговорку – метаязык четырех стихий, космо-психо-логос – основные категории, на которые опирается Гачев в своей работе, могут затруднить восприятие. Если вам что-то показалось сложным, или вы просто не согласны с этим подходом, или не можете воспринимать эту «космософию» — просто пропустите эти лекции. Конечно, мои слова – настоящее кощунство, но, читая отзывы о книге, я заметила, что многие читатели, не приняв эти идеи, бросали книгу. А ведь самое интересное начинается как раз потом! Так что я думаю, ничего страшного, если вы опустите часть теории, и перейдете сразу к «практике», к портретам народов мира.

«Кардинальная добродетель англичанина – присутствие духа. Если немец в своей речи предложит результат прошлой мысли, а русский изложит план на абстрактное будущее, то англичанин полагает невежливым вторгаться в настоящее со своими прошлыми мыслями или будущими намерениями»

Взгляд на менталитет стран Европы, Америки, панорама Евразии, еврейский образ мира – каждая глава во второй части первой книги похожа на интеллектуальное путешествие во времени. Это невероятно интересно и захватывающе. Это не голые факты, или отвлеченные теории, это синтез культуры, концентрированная история народа и его отражение в сознании человека.

Например, Англия. Это поразительные суждения с точки зрения ментальности о чопорности, прагматизме, о развитии науки и искусстве, о Шекспире и Беконе, о политике и экономике.

Фантастически интересные выводы о сути «джентльмена» и последующая параллель – отражение ценностей джентльмена в литературе, а конкретно в детективном жанре, которым так славится Англия:

«Детективный жанр – как джентльмен среди жанров литературы: он должен быть подтянут, сухожилен, не иметь ничего лишнего (там пейзажи, лирика, прочие «сопли» – никакой воды! – и так ее вдоволь в волглом космосе Британии), почти математически рационален, сдержан»

Очарование рациональности, терпимость, «самоконтроль, самообладание, самоподавление, самостушевывание, самозавоевание и т.п. – неистощимый список подобных слов указывает на это одно из величайших достижений англичанина».  Эта книга словно поднимает сознание над землей и заставляет увидеть картину мира в целом. Бесконечная панорама уникальностей…

Вторая книга «Как я преподавал в Америке» — очень понравится любителям публицистики и документальной хроники. Это некий срез социальной картины в масштабах одного человека.

Человек этот умен, образован, но он продукт своей эпохи, он дитя своей страны, он прожил целую жизнь в рамках и ограничениях советской модели мира.

Так как же он увидит с расстояния чужой страны события развала СССР, какой он увидит Америку, какими будут для него американцы? И как живут наши эмигранты в Америке? Какие студенты, какое образование, какой взгляд на вещи в этой стране? Эта «исповесть» максимально откровенна, открыта.

Гачев откровенен настолько, что в какие-то моменты даже становится неловко за его промахи, за его слабости или ошибочные выводы. Здесь он обычный человек, которому не чуждо ничто человеческое. И да – эти дневники  буквально лаборатория мысли. Можно проследить, как рождалась та или иная идея, как он сопоставлял свою теорию и практику.

Эта книга невероятно интересное, увлекательное исследование. И, пожалуй, самое важное то, что она не претендует на истину в последней инстанции. Сам автор говорит о том, что главная его задача – заставить нас думать, провоцировать нас на спор, заставить нашу мысль работать. Но самое важное, на мой взгляд – это возможность «прочесть» природу, физику и метафизику каждой нации и себя самого.

|

neosonusВ начале войны — «Эгоисты говорили друг другу: «Думаю, что среди всех неясных вещей самая ясная — мы погибнем». Это была легкая идея. Недели две им казалось, что это легче всего остального и что они относятся к этому спокойно. Потом уже выяснилось, что погибнуть труднее, что это требует больше времени, чем кажется с первого взгляда. И эти же люди потом зубами, по частям вырывали свою жизнь у дистрофии».

Лидия Гинзбург «Проходящие характеры. Проза военных лет. Записки блокадного человека»

Источник: https://neosonus.livejournal.com/216236.html

Разница менталитетов: nicht sehr understand

Менталитет народов мира

Каждый человек, уезжающий жить за границу, неизменно сталкивается с разницей менталитетов. Приезжая в чужую страну, мы стараемся найти в ней привлекательные, родственные черты и полюбить их. А что если полюбить не получится?

В нашем блоге мы уже поднимали данную тему в статье «Русский менталитет и иммиграция», где рассматривали разницу восточнославянского и западноевропейского менталитетов. Сегодня же поговорим о европейских странах, где живут люди, наименее похожие на нас.

Мальтийцы: расслабленные, но темпераментные

Мальтийцы в своем большинстве – люди обеспеченные. Они знают цену жизни и окружают себя дорогостоящими предметами. При этом отличаются подлинно южным характером – импульсивным, эмоциональным.

Обладатель гражданства Мальты

– «По большому счету, ни одна страна в Европе не похожа на Россию, Беларусь или Украину. Это понимаешь после того, как проживешь за границей больше года. Европа отличается даже размерами.

К примеру, государство Мальта – это, по нашим меркам, маленький город, который занимает собой небольшой остров. Вернее, там есть отдельные города, но границ между ними нет.

Собственно, и местные жители здесь примерно такие же – открытые, любят проводить время в семейном кругу, в субботу – обязательное барбекю с друзьями. И в этом они очень похожи на нас».

Что нравится:

  • чувство юмора
  • дружелюбие
  • гостеприимство
  • любовь ко всему качественному
  • приверженность традициям

Что раздражает:

  • любопытство
  • темперамент
  • эмоциональность
  • размеренность
  • азартность

Испанцы: не похожие, но симпатичные

Испанцы много времени проводят вне дома в постоянных беседах друг с другом. Общение с друзьями предпочтут работе. Опоздание на 10-20 минут – норма. При этом испанцы много внимания уделяют семье. В отличие от нас, они не признают чай и пьют только кофе.

Обладатель «золотого» ВНЖ Испании

– «Если менталитет страны отличается от нашего, это вовсе не значит, что вам здесь будет некомфортно и неуютно.

К примеру, приезжая в Испанию, понимаешь, что окружающие тебя люди совершенно не похожи на русских, но… они такие симпатичные, что так и тянет пообщаться с ними! Люди на улице могут ни с того ни с сего улыбнуться тебе.

Сначала это обескураживает, а потом становится очень приятно и легко на душе. С другой стороны, поражает лень испанцев, а их нежелание все делать вовремя откровенно раздражает».

Что нравится:

  • открытость
  • доброжелательность
  • радушие
  • желание помочь незнакомцам
  • дружелюбие

Что раздражает:

  • неторопливость
  • праздность
  • отсутствие пунктуальности
  • излишняя общительность
  • шумность, чрезмерная жестикуляция

Австрийцы: противоположные, но привлекательные

Австрийцев многие называют нашей противоположностью. Действительно, они сдержаны, скромно выражают эмоции, самокритичны, во всём стремятся к стабильности.

При всей любви к роскоши австрийцы не афишируют свое благосостояние, миллионеры одеваются как обычные люди. Между тем, по сравнению с немцами австрийцы намного более раскованы.

Немцы даже считают, что австрийцы склонны к неаккуратности и беспорядку.

Обладатель ВНЖ Австрии

– «Многие со мной не согласятся, но лично я считаю, что в русском менталитете нет очень важных черт: пунктуальности, дисциплинированности, умения планировать жизнь и постепенно претворять планы в жизнь.

Так вот я переехал в Австрию именно для того, чтобы пообщаться с людьми, которые этими чертами обладают. В какой-то мере я сознательно «прививал» себе черты австрийского менталитета.

Поэтому наша тотальная непохожесть с австрийцами в моем случае сыграла положительную роль».

Что нравится:

  • умение держать себя в руках
  • умение осуществлять планы
  • работоспособность
  • дисциплинированность
  • предприимчивость
  • Что раздражает:

  • самоуверенность
  • честолюбие
  • скептицизм
  • саркастичность по отношению к иностранцам
  • излишняя любовь к порядку

Швейцарцы: мягкие, но упорные

Жителям Швейцарии не дашь однозначных определений – природа их менталитета двояка, что делает их еще более не похожими на нас. С одной стороны, швейцарцы мягкие по характеру, домоседы, любители уюта и комфорта, спокойные и сдержанные.

С другое же стороны, едва ли можно найти в Европе более целеустремленных и упорных людей, которые очень хорошо знают себе цену. Заметьте, что даже когда Европа была полностью охвачена II Мировой войной, Швейцария сохраняла нейтралитет. Швейцарцы отказались от вхождения в Евросоюз. Они чрезвычайно самостоятельны…

Обладатель ВНЖ Швейцарии

– «Основное отличие швейцарского менталитета от нашего, взращенного еще советской системой, – в самоценности личности. Здесь человек привык самостоятельно добиваться всего, строить карьеру.

У нас же человек всегда должен входить в какую-либо систему, «семью», иначе он ничего не добьется. В Швейцарии же чрезвычайно много self-made людей. А еще швейцарцы очень любят порядок.

Такое ощущение, что забери у них регламенты, и жизнь буквально остановится. Потому что вся жизнь швейцарца – это свод правил».

Что нравится:

  • целеустремленность
  • любовь к порядку
  • независимость
  • выносливость
  • мягкость и спокойствие

Что раздражает:

  • зацикленность на собственном «я»
  • чёткая регламентированность жизни
  • эмоциональная сдержанность
  • упорство в желании «гнуть свою линию»
  • неумение импровизировать

Шведы: неприступные, но отвязные

Шведы – типичный северный народ, привыкший к долгой и холодной зиме, которая поневоле делает их своеобразными «затворниками». Однако же хотя у половины жителей России тоже длинная зима, шведы абсолютно не похожи на нас. Они привыкли к радикальным решениям и от них едва ли услышишь «может быть». И еще раз о чае и кофе… Чай в Швеции не пьют, а кофе поглощают в огромных количествах.

Обладатель гражданства Кипра, живущий в Швеции

– «Здесь многие зациклены на равенстве полов, в частности, женщин не принято пропускать вперед, помогать им. В свою очередь, представители женского пола достаточно уверены в себе и независимы. Шведы-мужчины всегда сморят на тебя как бы свысока.

Они очень консервативны. Например, в компании, где я работаю, руководящие должности занимают шведы, и их практически невозможно переубедить в чем-либо. Принятое однажды решение уже не обсуждается. В целом мне здесь нравится.

Принято считать шведов холодными, но это совершенно не так. На работе они серьезны, но на праздниках «зажигают» до умопомрачения. Я в Москве такого веселья не видел».

Что нравится:

  • трудолюбие
  • умение веселиться
  • деловая хватка
  • любовь к семейным ценностям
  • внимательность

Что раздражает:

  • упорный консерватизм
  • легкая отрешенность
  • малоэмоциональность
  • сдержанность
  • самоуверенность

Как видим, по мнению наших собеседников, непохожесть других народов на нас еще не означает неприятие их жизни. Многие наши клиенты находят в чужом менталитете те черты, которых не хватает им самим. Поэтому оформляйте ВНЖ или гражданство в Европе и смело отправляйтесь навстречу таким непохожим, но очень обаятельным людям.

Источник: https://immigrantinvest.com/blog/difference-in-mentality/

Менталитет народа. Не деньги правят миром. Часть 4

Менталитет народов мира

Почему в России, независимо от формации, промышленное производство отстает от западного, и страна импортирует потребительские товары? Системно-векторная психология показывает причину этого через различие менталитетов вообще и ментального отношения к деньгам в частности.

Менталитет народа и особенности национального менталитета. Кто только не говорит и не пишет о различиях менталитета России и Запада! Однако в публичных средствах массовой информации детального и внятного объяснения этих различий нет, а философскую литературу читает редкий современный человек.

Менталитетом народа называют стереотип мышления, системы поведения, поведенческие сценарии представителей народов, свойственные определенному вектору, при этом совершенно не обязательно, что все представители этого народа будут иметь свойства этого вектора. Ментальные различия обусловлены географическими особенностями Западной Европы и России.

Менталитет народа. Мышление россиян

России свойственен уретрально-мышечный менталитет. Мышечный человек мыслит категорией «мы». Даже про себя говорит «мы», хотя вполне уместным было бы местоимение «я». Слабая сторона мышечного менталитета – установка не сдавать «своих». Все, что относится к моему «мы», я защищаю, какой бы гадости и подлости там не было.

Уретральный менталитет народа так же ярко виден у русского человека: бравады у нас ведром не отчерпать, и шикануть любим, не мыслим в понятиях законно – не законно, мыслим «по справедливости». Вот только нашу широкую душу на Западе не понимают: не умеют русские, говорят, деньги считать, и полный у них бардак…

Менталитет народа. Понимание свободы

Западная Европа отличается кожным менталитетом, который представители западной цивилизации перенесли на американский континент.

Много границ, заборов, начиная от феодальных замков, — пожалуй, лучшая иллюстрация такого свойства кожного вектора, как самоограничение и ограничение остальных.

С другой стороны, мы все наслышаны про западную демократию и свободу, однако, с российским менталитетом народа мы воспринимаем эти понятия по-своему, совсем не так, как они понимаются на Западе.

Алексей Кудрин, министр финансов России в 2000-2011 гг. Фото rus.ruvr.ru

Демократия – это, прежде всего, закон, которому на Западе подчиняются все.

Насколько уважительно в России относятся к закону, знают все – о каком исполнении его можно говорить, если одну и ту же статью уголовного кодекса о клевете, к примеру, в течение года наши законодатели умудрились сначала исключить из УК РФ, а потом вернуть ее на прежнее место?
И западная свобода – далеко не то, что у россиян. С нашим уретральным менталитетом мы свободу понимаем: «Что хочу, то и делаю». На Западе это понятие подразумевает наличие ощутимых ограничений и самоограничения, прав и обязанностей.

Национальный менталитет народа. Формирование финансовых систем на Западе

Формирование финансовых систем, как оно описано в предыдущей статье, комплементарно происходило на Западе. Укрепление государственности после буржуазных революций нуждалось в средствах (в первую очередь, на усиление обороноспособности стран), и первый закон в этот период практически во всех странах – об уплате налогов, причем в денежной, а не натуральной форме.

Появление мануфактур, в свою очередь, не просто требовало новых законов – они должны были защитить частную собственность на средства производства и прибавочную стоимость, способствовать инвестированию в производство, создание новых товаров с необходимыми потребительскими свойствами. Напомним, инженерная жилка – тоже свойство кожного вектора, кожного менталитета народа как способ экономии времени и ресурсов и извлечения выгоды.

Формирование механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе закона и консолидации денежных средств, для решения государственных нужд и инвестирования в промышленность с ростом бюджетного регулирования от 2-3% в первые годы после буржуазных революций XVI-XIX веков до 70% в наши дни способствует эволюционному развитию и государственных институтов, и бизнеса. Этому, безусловно, способствует кожный менталитет народа, носители которого адекватно принимают обязательность норм законодательства и других ограничений.

Уретральный менталитет, напротив, кожные законы не признает, считает их исполнение не обязательным, причем такое положение вещей наблюдается не только в среде рядовых граждан, но и законодателей, и в правоприменительной практике.

Неспроста же у нас и пословица на сей счет есть: «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло».

Неуплата налогов воспринимается чуть ли не доблестью, но она при этом становится и своеобразным карт-бланшем для государства периодически возбуждать уголовные дела в отношении предпринимателей именно за неуплату налогов – частичную или абсолютную, имевшую место чуть ли не при царе горохе.

Именно для уретрального менталитета народа свойственно презрительное отношение к деньгам: «Деньги – гость: сегодня нет, завтра горсть».

Несмотря на то, что на дворе кожная фаза развития человечества, кожники в основной своей массе в России остаются в архетипичном состоянии, и их развитие – комплементарное их свойствам – не происходит в условиях уретрального менталитета. Своровать для российских кожников чуть ли не доблесть.

Никогда западный человек не поймет, как можно установить фонтанчики под каждый куст роз на собственной даче за счет предприятия. По этой же схеме у нас оказываются в нерабочем состоянии системы оповещения МЧС, не создаются сейсмостанции (всё-то надеемся на наше родное «авось, пронесет»!), несмотря на то, что землетрясения стали случаться с завидным постоянством.

Но на месте очередной трагедии будет объявлено о выделении средств пострадавшим.

Печальная, конечно, картина вырисовывается для России… Запад сегодня процветает, поскольку его кожный менталитет народа естественно комплементарен нынешней кожной фазе развития человечества, в которой деньги и финансы выступают лучшим средством регуляции социальных отношений.

А следующая фаза будет уретральной, правда, сказать, как скоро это произойдет, пока нельзя. Это будет фаза, наиболее созвучная уретральному менталитету народа россиян.

Важнейшие качества уретры – глобальный мир без деления на отдельные государства, врожденный альтруизм, милосердие и справедливость по нехваткам, наслаждение через отдачу, новый тип культуры, сформированный по мужскому типу, а не женскому, какой она является последние 50 тысяч лет, а также пугающие многих отказ от традиционной семьи, общественное воспитание детей (все дети – наши) – станут определяющими свойствами будущего человечества.

В базовых характеристиках уретральной фазы можно усмотреть черты Советского Союза, который был создан уретральниками на базе уретрального менталитета, а потому смог просуществовать довольно длительный период. Но создан он был все-таки преждевременно: нельзя перепрыгнуть в развитии человечества какую-либо стадию, как в развитии отдельного человека – из детства шагнуть в зрелость, не пережив юность и молодость.

Менталитет народа. Будущее развитие

Чтобы достичь вершинного развития, человечество прошло фазу мышечного коммунизма и анальную фазу развития, сегодня мы живем в кожной фазе потребления.

Каждая из этих фаз характеризовалась особенным опытом, отработкой видовых ролей представителями каждого вектора на измененном ландшафте, подъемом развития человека всякий раз на более высокий и более сложный уровень.

И такое усложнение отнюдь не завершено – мы еще не научились сердцем принимать желания ближнего, т.е. как свои собственные, но когда-то и это произойдет тоже. Именно такого научения мир ждет от звуковиков на базе культуры нового типа.

У России действительно свой путь, но это уже совсем другая тема.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Лариса Ярусова

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/yurij-burlan/mentalitet-naroda-ne-dengi-pravyat-mirom-chast-4/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *