Как развить у ребёнка интерес к чтению

Содержание

Как развить интерес к чтению и любовь к книгам у ребенка?

Как развить у ребёнка интерес к чтению

Приветствую вас, дорогие читатели! Как думаете, можно приучить подростка читать? Пусть у всех в семье высшее образование, пусть дед профессор и автор многих статей и научных трудов, а отпрыск и в первом классе читал с трудом и позже книги читать не заставишь. В чем же ошибка родителей и была ли она или это просто черта характера и здесь уже ничего не поделаешь? Как развить у ребенка интерес к чтению?

Оглавление

Конечно дело здесь совсем не в характере. Скорее всего, просто был упущен момент, когда интерес и любовь к книге воспитывается с легкостью и остается с человеком навсегда.

Если малышу не читали много в раннем детстве из-за занятости родных или до школы он читал настолько медленно, что не понимал, что именно читает, то в школе начнутся проблемы.

Снижение или хуже того, падение интереса к книжкам, и как следствие нежелание учиться.

Если мама с папой спохватятся и начнут приводить аргументы, заставлять читать — навык постепенно разовьется, но вот после чтения по принуждению будет ли он это любить? Думаю, нет. Если родители понадеются на школу и все оставят как есть, то пройдя через плохие оценки и чтение текстов на уроках, младшеклассник тоже процесс не полюбит.

Взрослые часто задаются вопросом: «С какого возраста начинать давать книгу детям?» А когда лучше научить карапуза чтению, и какими методами это сделать? Обучение чтению, как и любовь к нему начинается с прочитанных книжек родителями. Пока младенцу нет и года в доме обязательно должны быть маленькие книжки с прочными страницами для маленьких детей.

Короткие стишки, потешки, песенки для младших ребятишек помогают проявить и начать развивать первую любовь к литературе.

Значение книг в жизни малыша

Значение книг не заканчивается на развитии кругозора и воспитании. Книга учит родному языку, воспитывает в иносказательной форме различные черты характера, воспитывает любознательность, доброту и учит сочувствию.

Слушая сказки, даже у совсем маленьких детей развивается речь. Малыш старается подражать прочитанным звукам и слогам. В более старшем возрасте, он учится с помощью прочитанного красиво и грамотно излагать свои мысли. Литература учит сострадать, жалеть героев, учит доброте и справедливости.

Чтение, особенно на ночь, формирует комфортное и доверительное отношение к окружающим людям и миру в целом. Важно только выбирать книжки не страшные и позитивные.

Ошибки родителей в приобщении к чтению

  1. Силой принуждают слушать и читать. В конечном итоге это может привести к отвращению и ненависти к книгам.
  2. Приобретение литературы не по возрасту может привести к падению интереса к чтению в целом.

    Для детей ясельного возраста оптимальным вариантом будут книги с крупными иллюстрациями и небольшим текстом. Да и читать его придется самим взрослым. Малыш будет лишь повторять, иногда заучивать понравившийся отрывок. Вот здесь нужно обязательно похвалить, попросить повторить для вас, для бабушки.

    Детям постарше иллюстрации тоже важны, но важен и текст, который должен иметь крупный шрифт.

  3. Слишком раннее обучение. Детей записывают на всевозможные занятия, курсы, кружки. Хотя в таком возрасте дети не готовы к длительному сосредоточению. В дальнейшем это также может привести к ненависти к книгам.

    Лучше учите детей сами, если видите их интерес, но не заставляйте и не давайте это делать с вашим отпрыском другим.

Существуют в развитии навыка чтению два этапа

  1. Техническое, когда ребенок медленно складывает буквы в слоги и слоги в слова. На этом этапе скорость чтения значительно ниже воображения. Именно поэтому он плохо понимает прочитанное, быстро устает, не проявляет интереса, не любит читать сам и просит читать взрослых.

    На этом этапе важно, чтобы малыш читал хоть понемногу, но достаточно часто — один или два раза в день.

  2. Содержательное, когда он начинает читать достаточно быстро и хорошо понимает содержание.

    В это время он уже сам начинает брать книгу в руки и читает без принуждения какое-то время. Может рассказать о прочитанном.
    Основные методы приобщения к чтению.

Личный пример родителей. Это является самым важным и главным способом.

Именно родители являются объектом для подражания у детей. Когда они видят, что мама и папа читают, то и сами будут тянуться к книжкам.

С самого раннего возраста следует знакомить кроху со сказками, стихами, потешками.

Даже ещё не умея ходить, маленький с удовольствием будет разглядывать картинки в книжке, внимательно слушать, что читает взрослый, изучать картинки, находить что-то очень занимательное.

Картинки в книге должны быть яркими и реалистичными. Оставьте абстракции любителям экзотики. Карапуз это пока не оценит и не поймет.

Книгу подбирать нужно согласно возрасту. Книг в доме должно быть много. Иначе будет скучно слушать давно знакомые произведения, или не понятно, если взять более сложную литературу. А в этом возрасте главное привитие интереса к книгам, чтобы вызвать желание читать.

Интерес-залог желания

Хорошо покупать литературу вместе с дошкольником. Так он почувствует свою важность и подберет книгу, действительно нужную ему. Чтение должно всегда ассоциироваться с удовольствием. Придумайте любые игры, чтобы дошколенок хоть немного прочитал сам, но не устал и не потерял интерес.

Чтение произведений следует разнообразить. Например, известную сказку почитать по ролям или делать небольшие ошибки, чтобы ребёнок их исправлял. Таким образом, можно проверить и память малыша. Или заканчивать историю на интересном месте, тем самым мотивируя карапуза научится читать самому.

Увлечение необходимо поддерживать и поощрять. После прочтения рассказа, можно сходить в кино или посмотреть мультик, снятый по рассказу, сказки. Купить раскраску на похожую тему. Придумайте сами, как повысить интерес к каждой прочитанной истории.

По мнению многих психологов, привить любовь к читательству можно только до 9 лет, позже это практически невозможно. Именно поэтому более выполнимо это именно в раннем детстве самими родителями. Все мамы хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми, а значит нужно позаботиться, чтобы уже у младших школьников была возможность легко и быстро усвоить учебный материал.

Процесс подготовки к обучению в школе сейчас начинается не на курсах подготовки к школе и не в старших группах детского сада. Все начинается значительно раньше. Насколько более развитые дети уже в 5-6 лет в семьях, где с детьми занимаются, с ними много читают, рисуют, мастерят всякие поделки. Роль семьи никто никогда не заменит.

Там, где дети получают ответы на миллион своих «почему» обычно не возникает больших проблем с обучением ни в детском саду, ни в школе.

Когда читать

  1. Как только малыш начинает сам сидеть. Конечно не поэму «Руслан и Людмила» а детские короткие стишки, сказки…
  2. Каждый день или несколько раз. Можно перед сном, а можно просто, когда есть свободная минутка и нужно, чтобы сын или дочка не перевозбудились.
  3. Когда он спокоен, не капризничает.

  4. Хорошо если ребенок будет ждать времени чтения.
  5. Читать можно, когда нужно успокоить малыша, отвлечь от неприятных переживаний.
  6. Можно читать дома, на улице на прогулке, в поездке.

Для того, чтобы чтение вошло в привычку у ребенка, нужно лишь постоянно поддерживать его интерес.

Обучение лучше всего вести по поговорке «тише едешь – дальше будешь». Когда на обучение чтению несколько лет, можно продвигаться очень постепенно и учитывая увлечения и настроение своего сына или дочки. Читать про себя любимого особенно интересно. В этом хорошо помогают книги в красочном оформлении.

Вот здесь можно приобрести сказки-подарки с 50% скидкой.

Обучение начинается со звуков, сложение слогов и отдельных слов из слогов может занимать в случае раннего начала от нескольких месяцев до года.

Чтение нескольких слов или пары коротких предложений займет лишь несколько минут в день и не вызовет угасания интереса. И все равно это обучение.

Только в случае если все идет не перед самой школой, а постепенно и не торопясь, то все дается и детям и их родителям без всяких забот и лишних хлопот.

Источник: https://marivlada.ru/semya/nashi-deti/doshkolniki/kak-razvit-interes-k-chteniyu-i-lyubov-k-knigam-u-rebenka/

Как привить современному ребенку интерес к чтению

Как развить у ребёнка интерес к чтению

Многие современные дети совсем не любят читать. Частично в этом виноваты и телевидение, и интернет. Учителя в школе могут использовать определенные наказания как мотивацию к чтению книг.

Отказ детей читать книги приводит мам и пап в замешательство. Часто они задаются вопросом, как полюбить читать ребенку.

Безвыходных ситуаций не бывает, своему отпрыску можно и нужно привить интерес и любовь к чтению.

Преодолеваем нелюбовь к книгам у современных детей

Существует немало советов, которые могут помочь вашему ребенку преодолеть отсутствие интереса к чтению. Но мгновенных успехов никто не гарантирует.

Только ежедневный кропотливый родительский труд может помочь привить своему отпрыску любовь к книгам. Мамам и папам придется проявить немало терпения. Не желая читать, ребенок найдет большое количество разнообразных отговорок.

Дошкольники и вовсе просто могут не уметь этого делать. Все это тесно переплетается между собой.

Давно доказанным фактом является стремление детей наследовать привычки своих родителей. Получается, что недостаточно рассказывать своему ребенку о пользе чтения, нужно еще подать пример.

Если образцом ответственного и положительного поведения будет являться вся семья в целом, то это не может не найти оклика в сердце ребенка. Увлечение чтением мамы, папы, братьев и сестер спровоцирует ответную реакцию и он тоже сможет полюбить читать.

Чем с более раннего возраста этот пример будет перед глазами малыша, тем у вас больше шансов вырастить интеллектуально развитую личность.

Как привить интерес к чтению

Если ребенок еще очень мал, вы можете почитать ему сами. Для этой цели лучше всего подойдут стишки. Они оказывают завораживающее действие на карапузов. Им импонирует ритм и интонация стихотворений. Привить интерес к чтению помогут сказки русских классиков, также рекомендуется ознакомить малыша с народным творчеством.

Игры с маленьким ребенком могут сочетаться с приговорками и пословицами. Купая, одевая, кормя малыша, вы можете сопровождать свои действия ритмичными высказываниями.

Занятия литературой желательно сделать регулярными и систематичными. Чтобы привить интерес к чтению, не нужно заставлять его подолгу просматривать книжку.

В таком нежном возрасте малыш еще не умеет подолгу концентрировать свое внимание и не сможет внимательно слушать длительный отрезок времени. Увеличить период чтения можно только в процессе взросления.

Для начала почитайте ребенку сказку перед сном около получаса. Это поспособствует быстрому засыпанию.

Никогда не принуждайте ребенка к чтению. Насильственные действия лишь приведут к враждебности и полному отрицанию того, что вы пытались заставить его сделать.

Если малышу не нравится книга, уступите и не настаивайте. Вы сможете позже повторить свою попытку. Желательно привлечь ребенка к выбору книги. Возможность выбора литературы дает неплохой результат.

В результате малыш может полюбить читать.

Надо разрешать детям рассматривать книжки, листать странички, играть с ними и даже в них рисовать. Да, все мы знаем, что относиться к ним нужно бережно, только в таком возрасте ребенок еще не понимает этого. В сознательном периоде у ребенка сформируются навыки чтения и придет осознание того, что с книгами надо обращаться аккуратно.

Вызвать интерес к чтению можно применением одного хитрого приема. Суть его заключается в следующем. Когда вы читаете интересное литературное произведение, можно сделать паузу на самом интересном месте и заняться своими делами. Если ребенок заинтересован этим рассказом, он попытается узнать, что же было дальше. Для этого ему придется предпринять попытку прочитать самостоятельно.

Еще одним эффективным методом, чтобы привить интерес к чтению, является поочередное произнесение содержания книги. Этот способ поможет приучить ребенка к самостоятельному изучению литературы. Такая мера вызывает интерес к чтению при применении на практике в дошкольном возрасте.

Самостоятельное чтение

Немало родителей задаются вопросом, когда ребенку нужно начинать самостоятельно читать. Некоторым азам он уже обучен и может не только слушать взрослых. Обучение буквам и навыкам чтения происходит в основном в дошкольном возрасте. Ребенок хочет самостоятельно что-нибудь прочитать в своей детской книге, но получается это у него не сразу. От большого количества букв он теряется.

Одним из методов для обучения самостоятельного чтения является привлечение в этот процесс комиксов. В них присутствуют картинки, небольшое количество букв и простые тексты. Захватывающий сюжет побуждает ребенка скорее разобраться со словами, чтобы узнать продолжение истории. Родителям желательно контролировать такое чтение, чтобы комиксы не стали единственной литературой малыша.

Можно самим создавать комиксы вместе с ребенком. Он может самостоятельно придумать историю, даже из своей жизни, нарисовать иллюстрации. Вы напишете текстовое сопровождение и оформите все это в маленькую книжечку. Время, проведенное вместе с родителями, собственное сочинение, первые навыки письма помогут вызвать интерес к чтению.

Если ребенок невнимательно читает

Одной из самых распространенных причин того, что ребенок не расположен к чтению, является простое неумение познания литературы. У него может присутствовать сам навык чтения, при котором распознаются буквы и складываются в слова. Но дитя не вникает в содержание, не осмысливает и не понимает прочитанного текста.

Для успешного преодоления данной проблемы рекомендуется комментировать изученное содержание книги. В процессе чтения родители должны объяснить поступки тех или иных героев, разъяснить сложные словосочетания, значение неизвестных для него слов. Хорошим признаком считается, если ребенок сам начинает задавать вопросы.

Нужно одобрить инициативу с его стороны и помочь разобрать прочитанное.

Для осознания смысла произведения надо просить малыша пересказать содержание. Пусть он самостоятельно объяснит вам смысл и суть рассказа. Можно просто задавать уточняющие вопросы об отдельных поступках героев и их мотивации.

Перед окончанием рассказа сделайте остановку. Попросите ребенка самому придумать завершение и рассказать вам о нем. Такой прием позволит развить его воображение и интерес к чтению.

Вы будете понимать, насколько воспринято содержание литературного произведения вашим чадом.

Если к ребенку придет осознание, что книги способствуют пополнению его словарного запаса, учат, развлекают, формируют грамотность, то он будет вам бесконечно благодарен и достигнет успехов в процессе учебы. Ваши старания не пропадут напрасно.

Используем компьютер

У родителей современных детей почти не остается надежды на то, что их отпрыски перестанут проводить время за компьютером. С этим ничего нельзя поделать, можно лишь использовать данную ситуацию в благих целях.

Одним из развивающих эффектов, сопровождающих пристрастие ребенка к компьютерным играм, является возможность научиться чтению. В интернете имеется немало сайтов для детей, которые способствуют их развитию. Они предоставляют обучающие игры, которые способны научить ребенка самостоятельно читать. Занятия проходят в игровой форме. Предлагаются песенки про алфавит.

Немалую конкуренцию книгам в наше время составляет телевизор. Существуют мультипликационные сериалы, которые отнимают очень много свободного времени у ребенка. Вы не можете просто выключить телевизор, чтобы заставить дитя читать. Вас ждет грандиозная истерика и испорченные нервы.

Кроме плохих отношений с собственным ребенком, вы ничего не добьетесь. Читать под давлением он будет невнимательно, и, скорее всего, у него появится отвращение к этому занятию. Как полюбить читать ребенку в этой ситуации? Воспользуйтесь компромиссным вариантом.

Нет никакого смысла полностью ограждать свое чадо от просмотров мультиков. Но смотреть их он может не только по телевизору. На дисках или в режиме онлайн можно смотреть немало красочных и интересных мультипликационных фильмов, несущих смысловую нагрузку. Они принесут пользу и помогут в развитии малыша.

А потом можно и почитать. Так отводится время и для просмотра мультика, и для чтения.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/kak-privit-interes-k-chteniyu.html

Чтобы ребенок стал Читайкой! 7 секретов воспитания интереса к чтению

Как развить у ребёнка интерес к чтению

20.01.2012

      Как воспитать у ребенка интерес к чтению?  Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием?  Как развивать желание читать?  Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения  ребенка.

Для того,  чтобы ребенок наш стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные,  моменты.  Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.

Нам, взрослым, надо понять, что ребенок – это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.

Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Воспитывайте  его с  опорой на эту схему,  и вы  добьетесь хороших результатов  без лишних проблем.

Схема развития ребенка касается всех сторон его жизни.  Мы же сегодня отметим только те секреты, которые непосредственно влияют на чтение ребенка.

1 секрет. Читайте сами

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания.

Если  папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама  все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами.

Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего,  вырастет хороший читатель.  Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте   ребенку,  рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить.  Учите ребенка читать так, чтобы  ему было легко и интересно,  учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива.  Именно в игре   наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет.  Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4  секрет. Оформление книг

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и  снижается  способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля»

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу).

  В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам.

А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше.  Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать.  Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного  чтения, поможете лучше понять смысл текста.

Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка,  его мысли и желания.  А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность,  что способствует развитию взаимопонимания.

Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты.

Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств.  Ребенок понимает, что он читал не зря.

  Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Например: дети с детского сада знают, что  ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется  под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе.

А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге.  Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу.

 Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется,  что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку.  Пересказывайте  ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение.

  Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений,  о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где  это можно прочитать.

  Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов,  например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если Вы будете опираться на  эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением.  А читающий человек – это всегда интересный  и успешный  человек.

Сделайте доброе дело — поделитесь статьей с друзьями, кликните на кнопки соц. сетей.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/ychim/chitayka.html

10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам

Как развить у ребёнка интерес к чтению

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающих и не читающих.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить в ребёнке интерес к книге — рассказала основатель первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид.

org» Марта Райцес на лекции Клуба экспертов образования.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.

1. Читайте с рождения

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней я скажу подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

Марта Райцес

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

3. Не бойтесь повторений

Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас.

Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве. Возможно, вам захочется даже познакомить с этой книгой вашего ребёнка, но нет никаких гарантий, что она станет для него тем же, чем была для вас. Это всё очень индивидуально.

Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

5. Пусть литературу выбирает ребёнок

Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма.

До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт.

Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.

Почему дети никогда не будут читать то, что советуют в школе

Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

Неубедительно:

  • Эту книгу вам задали в школе
  • Эту книгу мы давно не читали
  • Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
  • Эту книгу рекомендовал продавец книжного
  • Эта книга нравится всем

Серьёзные доводы:

  • Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
  • Это книга автора, которого ты уже хвалил
  • Это книга про то, что ты любишь
  • Эта книга попала к нам домой магическим образом
  • Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится

7. Сделайте покупку книги приключением

На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.

К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги.

Опрос, проведённый в LifeProof, выявил, что дети, читающие с планшетов, смартфонов, ноутбуков и букридеров, плохо спят, потому что гаджеты подавляют выработку ночного гормона — мелатонина.

Если верить исследованиям 2013 года, то исключения составляют лишь гаджеты с экраном E-ink.

9. Создайте ребёнку правильное окружение

Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей.

В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».

5 книг, которые научат ребёнка нестандартно мыслить

Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой. Я уже взрослый человек, но каждый выходные я еду домой к родителям, чтобы вместе читать театральные пьесы. Это замечательно времяпрепровождение, берущее начало в моём детстве.

И напоследок несколько рекомендаций. Книги этих авторов наверняка понравятся вашим детям в разном возрасте:

  • Эрик Карл Ротраут, Сузанна Бернер (0-4 лет)
  • Мира Лобе (5-10)
  • Роальд Даль (5-11)
  • Сария Парр (8-13)
  • Бьянка Питцорно (8-12)
  • Даниэль Пеннак (9-16)

Не пренебрегайте экранизациями, но перед тем, как посмотреть фильм, расскажите детям, что сначала написали книгу и только потом сняли по ней фильм. Иногда им не приходит в голову мысль о порядке вещей.

Как правильно оценить потенциал ребёнка и распределить нагрузки

15 главных экранизаций классики

Как научить ребёнка заботиться о себе

Источник: https://mel.fm/chteniye/9635178-to_like_to_read

Как развивать любовь к чтению у детей — ВашПедагог

Как развить у ребёнка интерес к чтению

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающих и не читающих.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить в ребёнке интерес к книге — рассказала основатель первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид.

org» Марта Райцес на лекции Клуба экспертов образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.

1. Читайте с рождения

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней я скажу подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

Марта Райцес

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

Не заставить, а привить любовь к чтению

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад.

Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.

Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше.

Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным.

И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо — это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация.

Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной.

Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка.

Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно —это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают.

И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации.

Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку».

Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать.

Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности.

Источник: https://65-school.ru/vneklassnaya-rabota/kak-razvivat-lyubov-k-chteniyu-u-detej.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *